Жидкий битум – характеристики и инструкция применения

Жидкий битум, применение, состав, характеристики

Благодаря уникальным практическим, эксплуатационным свойствам, незаменимым материалом в различных областях строительства сферах является жидкий битум.

Применение этого стройматериала существенно облегчает технологические процессы при возведении жилищных, промышленных объектов, изготовлении кровельных конструкций, прокладке дорог, трубопроводов, других инженерных коммуникаций.

Стройматериал обладает повышенной степенью вязкости, пластичностью, превосходными водоотталкивающими свойствами. Проникая в поры, трещины на поверхности материалов и покрытий, битум является связующим слоем, обеспечивает надежную адгезию, увеличивает износостойкость покрытий.

Классификация, виды битума

Битум – асфальтоподобный материал, который является смесью различных гетероорганических соединений с высокомолекулярным углеводородом.

Состав битумных смесей определяет их коллоидную структуру, технические, качественные параметры, эксплуатационные свойства.

Химические добавки направлены на улучшение показателей материала.

Характеристики битума определяются соотношением его составляющих: асфальтенов, смол, масел, минеральных компонентов.

Преобладание в биохимическом составе тех или иных составляющих повышает прочность, увеличивает температуру размягчения смесей.

Смолы, масла, органические вещества повышают легкоплавность, мягкость, увеличивают пластичность битумных составов. Различные варианты жидкого битума отличаются по показателям прочности, степени эластичности, твердости.

По составу, сфере применения битум классифицируют на:

  • натуральный (природный)
  • строительный (гидроизоляционный, кровельный)
  • дорожный, который по плотности разделяют на вязкий и жидкий
  • битумные составы специального назначения

В зависимости от применяемого сырья битумы бывают:

  • торфяные
  • угольные
  • нефтяные (остаточные, окисленные, крекинговые, экстрактные)

По природе происхождения битум классифицируют на искусственный и природный (естественный). В состав натуральных битумных смесей входят природные составляющие, производные компоненты нефти, которые образуются вследствие нарушения технологии консервации ее залежей под воздействием сложных биохимическо-окислительных процессов.

Технические, искусственные битумные смеси относятся к продуктам, полученным в процессе очистки масел, при переработке угля, нефти, торфа, каменноугольных, органических смол.

По консистенции битумные смеси классифицируют на: высокопластичные, пластичные, вязкие, жидкие, хрупкие.

Жидкий битум – готовая для использования однородная смесь черного цвета, вязкой консистенции, которую получают при смешивании вязких битумов БНД с дистиллятными фракциями, растворителями, испаряющимися через некоторый период времени после укладки. В составе жидких битумов присутствует торф, продукты нефтепереработки, органические соединения, смолы, остатки минеральных пород.

Основные свойства, параметры жидкого битума

Жидкий битум – пластичный, вязкий стройматериал. Повышение температур приводит к его размягчению, увеличению пластичности, что позволяет применять битумные смеси в процессе проведения целого ряда строительных работ.

Чтобы сделать стройматериал пригодным для применения, достаточно немного прогреть жидкий битум. Применение, видео, другую информацию о свойствах, характеристиках данного вида стройматериала можно посмотреть ниже:

К основным характеристикам, определяющим свойства битума, относят:

  • Дуктильность (растяжимость) – определяет степень пластичности битумных составов.
  • Пенетрацию – величина, определяющая вязкость, уровень твердости материала.
  • Термостабильность. Этот параметр определяет температуру размягчения битумных масс, переход битума в хрупкое состояние.

Жидкий битум относится к группе стройматериалов, обладающих высоким уровнем адгезии. Кроме пластичности, вязкости, температуры плавления, эксплуатационные характеристики материала определяет такой параметр, как температура хрупкости, при которой в слое битума появляется первая трещина.

При соблюдении правильной технологии укладки, определенных условиях битум максимально крепко пристает к основанию любых поверхностей.

После застывания его практически невозможно удалить при помощи подручных средств, что объясняет не только высокое качество, надежность стройматериала, но и указывает на то, что все работы рекомендуется проводить с максимальной ответственностью, придерживаясь установленной технологии. Расход жидкого битума зависит от состояния, свойств, конфигурации обрабатываемых поверхностей.

После нанесения битумной смеси на обрабатываемую поверхность, процесс загустения битумной массы происходит за счет испарения масел, которые присутствуют в структуре материала, что приводит к полному его затвердению. Независимо от силы механических воздействий, материал не подвержен деформации, не чувствителен к другим факторам внешней среды.

К основным преимуществам жидкого битума можно отнести:

  • простоту, удобство в применении
  • высокие качественные, эксплуатационные параметры
  • водонепроницаемость
  • морозоустойчивость
  • низкую электропроводность
  • высокую степень температурных расширений
  • отличные гидроизоляционные, гидрофобные свойства
  • доступную стоимость
  • высокий уровень адгезии, независимо от обрабатываемой основы

Жидкий битум не требует разогрева перед нанесением, повышает долговечность, износоустойчивость покрытий. Укладку битумных смесей можно проводить на пористых поверхностях.

Применение жидкого битума позволяет увеличить сроки выполнения строительных, дорожно-ремонтных работ.

Биохимический состав, уникальная структура, физико-химические свойства материала позволяет проводить работы зимой, в холодное время года. На современном рынке стройматериалов представлены различные марки жидкого битума, которые отличаются по своей структуре, что позволяет подобрать стройматериал с учетом конкретных условий, вида, специфики производимых работ.

Сфера применения жидкого битума

Использование горячей битумной мастики для ремонта крыши

Жидкий битум – универсальный стройматериал, основное преимущество которого заключается в том, что его допустимо применять в любых погодно-климатических условиях.

Химическая устойчивость битумных составов к воздействию коррозии разнообразных стройматериалов объясняет их широкое использование для защиты железобетонных конструкций, металлических трубопроводов, инженерных коммуникаций, гидро- и пароизоляции фундаментных оснований, изготовлении асфальтобетонных составов.

Довольно часто нефтяные жидкие битумы применяют при укладке, ремонте автодорожного полотна, производстве холодных асфальтобетонных составов.

От качественных параметров, химического состава битума зависит прочность, устойчивость, эксплуатационный ресурс асфальтируемых покрытий. Нефтяной жидкий битум не заменим при производстве битумных эмульсий, используемых для обработки различных поверхностей, подгрунтовки конструктивных слоев дорожных полотен.

Жидкий битум широко применяют при наклейке рулонных материалов, обустройстве паро- и гидроизоляционных покрытий строительных объектов.

Невысокая цена стройматериала, широкая область применения обуславливает популярность жидкого битума при проведении различного вида работ. Стоимость битумных смесей зависит от состава, технических, эксплуатационных характеристик материала.

Жидкий битум в строительстве

Жидкий битум довольно часто применяют при проведении кровельных работ, для улучшения характеристик кровельных конструкций. Жидкие битумные смеси имеют доступную стоимость и абсолютно ничем не уступают по качественным, практическим параметрам современным аналогам.

При необходимости можно провести повторное нанесение материала на поверхность.

При нанесении битумного состава мастера часто добавляют к битумной смеси нефтяные растворители, моторное, дизельное топливо. Такая маленькая хитрость значительно повышает качество гидроизоляционного слоя кровельной конструкции.

Битумное покрытие является дополнительным гидроизоляционным слоем, служит прослойкой между перекрытиями и непроницаемыми слоями кровельных конструкций. При повреждении кровли, битумный слой предотвращает губительное воздействие влаги.

Главное правильно наносить жидкий битум на поверхность, тщательно заполнять составом зазоры, стыки, образованные между кровельными полосами.

Соблюдение технологических тонкостей при проведении кровельных работ увеличивает эксплуатационный ресурс конструкций. Правильная укладка битума, других стройматериалов позволит избежать проведения ремонтных работ до 8-12 лет.

Улучшить практические характеристики, повысить прочность, долговечность битума можно при помощи различных добавок. Выбор, количество вносимых в состав дополнений зависит от специфики проводимых работ, конкретных условий.

Применение жидкого битума при возведении фундаментов

Жидкий битум, применение в строительстве обусловлено универсальными свойствами материала. Благодаря высоким изоляционным свойствам, прочности, морозоустойчивости, битумные составы используют в качестве гидроизоляционного материала при возведении фундаментных оснований.

Данный вид стройматериала также применяют для заливки швов в строительных конструкциях, изготовлении битумных мастик.

Известно, что прочность любой конструкции обеспечивают армированием, при помощи железной арматуры. Несмотря на монолитность, надежность в бетонных основаниях присутствуют трещины, через которые проникает влага.

Соприкосновение с влагой, коррозия может привести к деформации, потере качеств. По этой причине проводят обмазку битумом, что позволяет изолировать фундаментные основания от воздействия влаги.

Процесс гидроизоляции начинают с нанесения битумной смеси на внешние поверхности фундамента. Поверх слоя накладывают битумное полотно на резиновой, прорезиненной основе.

При низком расположении грунтовых вод, оказывающих давление на конструкцию, если работы проводятся на неустойчивых грунтах, обработку битумом проводят в один слой. Заполнение битумными составами щелей, дефектов фундамента предотвращает воздействие влаги.

При возведении фундаментных оснований применение обмазки в комплексе с битумно-резиновыми покрытиями обеспечивает надежную защиту, увеличивает эксплуатационный термин.

Жидкий битум в дорожно-строительных работах

При создании асфальтированных покрытий дорог довольно часто применяют жидкий битум.

Чтобы покрытие имело длительный эксплуатационный ресурс, не подвергалось воздействию неблагоприятных факторов, для работы используют исключительно высококачественные смеси, к которым применяют особые требования.

Особенность жидких битумных составов заключается в том, что их необходимо использовать в максимально сжатые сроки.

Жидкий битум незаменим при проведении дорожно-ремонтных работ, укладке асфальтных полотен в холодное время года, обработке гравийных, щебеночных смесей. Недостатком битумных составов является потеря прочности под воздействием высокого давления и температур.

Для улучшения свойств дорожных покрытий, при укладке асфальта применяют пластификаторы, модификаторы, другие добавки. Выбор марки битумных смесей зависит от климатических условий, максимально допустимой нагрузки.

Доставка жидкого битума к месту проведения работ осуществляется в специальных машинах-битумовозах. Прогрев до нужного температурного режима обеспечивает необходимую консистенцию материала.

Битум, расфасованный в металлические тары, удобен для использования и хранения. Герметические емкости защищают составы от пагубного воздействия неблагоприятных внешних факторов.

Особенности, технология нанесения битумных смесей

При нанесении жидких битумных составов, необходимо придерживаться определенной последовательности, установленной технологии выполнения работ. Изначально производят прогрев битумных смесей при помощи специальных установок, которые предназначены для плавки стройматериалов.

При небольших объемах работ расплавить, нагреть битум можно разведя огонь под обычными металлическими емкостями. Для этих целей вполне подходит старая металлическая бочка.

Убедиться в готовности битумной смеси к нанесению можно по оценке ее поверхности. Гладкий, блестящий верхний слой является критерием начала проведения строительно-ремонтных работ.

Не рекомендуется слишком перегревать битум во избежание его возгорания. К тому же при сильном перегревании битум теряет свои характеристики, практические свойства, становится непригодным для укладки.

Жидкий битум перед нанесением хорошо перемешивают. В случае сильного загустения, смесь можно развести бензином, сольвентом, керосином, но не более 15-20% от общего объема.

На заранее подготовленную поверхность наносят малярными кистями, валиками, щетками. Полосы смеси накладывают внахлест.

Повысить характеристики битумных составов можно путем внесения растворителей, пластификаторов. В качестве растворителей применяют соляровое масло, дизтопливо, растворители на бензиновой основе, уайт-спирите.

Но нужно учитывать, проведение модификации битумных смесей довольно рискованный, кропотливый процесс, который лучше доверить профессиональным мастерам. Неправильные пропорции тех или иных компонентов могут негативно сказаться на качестве битума, уменьшить его прочность, увеличить восприимчивость к температурным режимам, климатическим факторам.

При проведении работ не менее важно учитывать то, что жидкий битум быстро застывает, твердеет. Поэтому материал нужно набирать небольшими порциями, наносить на поверхности сразу после его прогревания.

Выравнивание слоя не должно занимать более 3-5 минут. Наносят битумные смеси на обрабатываемые поверхности малярными валиками, специальными катками, кистями, другими приспособлениями.

К сожалению, жидкий битум, как и большинство стройматериалов не лишен недостатков. Жидкий битум относится к быстро воспламеняемым материалам.

Длительное воздействие минусовых температур может привести к растрескиванию. Чтобы предотвратить снижение эксплуатационных параметров, через определенный период времени, раз в несколько лет рекомендуется обновлять битумный слой.

Для удаления битума со строительных, любых других поверхностей подойдут растворители на углеводородной основе, дизтопливо, бензин, уайт-спирит.

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Жидкий битум для кровли

В конце прошлого столетия большинство многоквартирных домов имело плоские крыши, а для их гидроизоляции использовался битум. О качестве таких покрытий говорить можно много, мы приведем только один факт – стоимость квартир на последнем этаже была намного ниже остальных. Причина очень простая, из-за некачественного покрытия крыши возникали постоянные протечки. Аварийные или плановые работы обеспечивали герметичность всего несколько лет. Этого времени как раз хватало для выполнения очередного ремонта внутренних помещений, затем крыша опять протекала и все повторялось.

В настоящее время строительные технологии пошли настолько далеко, что модифицированная битумная гидроизоляция поверхностей стала одним из наиболее надежных средств среди всех существующих материалов.

Жидкий битум для кровли

Жидкий битум для крыши среди качественных кровельных материалов занимает достойное место по эксплуатационным характеристикам и техническим параметрам. Но это не все его достоинства, этим материалом легко работать, нет надобности использовать специальные инструменты и оборудование. Некоторые виды жидкого битума можно применять по влажным бетонным поверхностям, что крайне важно при необходимости выполнения срочных аварийных работ.

Битумная мастика для крыши

Преимущества жидкого битума для кровли

Природный битум, который ранее использовался во время герметизации кровли в чистом виде, облает целым рядом свойств, крайне негативно влияющих на герметичность покрытия. Современные материалы таких недостатков лишены, к их преимуществам относят следующие характеристики.

    Эластичность. Крыша постоянно меняет свои размеры, происходит это из-за тепловых расширений, колебаний фундамента, цикличных ветровых и снеговых нагрузок. Натуральный битум не имеет пластичности, при возникновении напряжений на разрыв или сжатие он трескается. Со временем микротрещины увеличиваются до значительных размеров и появляются протечки. Современный жидкий битум сохраняет пластичность при температуре -40°С и более, за счет этого покрытие без проблем компенсирует изменения размеров крыши.

Слой герметичен, не пропускает воду весь период эксплуатации

За счет большой адгезии почти исключается вероятность отслоения и образования протечек

Но такими показателями обладают только качественные битумные мастики от известных производителей. Во время покупки следует обращать особое внимание на этот фактор.

Цены на битумную мастику

Виды битумных мастик

В настоящее время разработано широкую линейку герметиков, отличающихся по физическим характеристикам и химическому составу. Но все они условно разделяются на две большие группы.

Виды мастикКраткое описание технических и эксплуатационных характеристик
Однородный состав, перед использованием нагревание не требуется. Необходимая консистенция достигается за счет введения специальных растворителей, после их испарения на открытом воздухе битум становится вязким и удовлетворяет потребностям пользователей. С холодными мастиками намного проще работать, они могут применяться как во время нового строительства, так и для выполнения аварийных ремонтных работ. Недостаток – относительно высокая стоимость.

Считаются профессиональным кровельным материалом, перед нанесением нужно нагревать. По технологии использования довольно сложные, необходимо строгого соблюдать инструкцию производителя. Есть виды мастик, требующих подогрева и основания, в противном случае материал не успевает пропитаться на плановую глубину, слой легко отрывается во время эксплуатации. Преимущество – невысокая цена.

Во время выбора конкретного вида материала нужно учитывать все индивидуальные особенности кровли, климатическую зону расположения здания, возможные максимальные нагрузки на крыши и т. д.

Назначение битумных мастик

В зависимости от конкретного места использования мастики разделяются на несколько групп.

    Гидроизоляционные. Применяются на кровлях для создания надежного гидроизоляционного слоя, могут использоваться на фундаментах и иных архитектурных конструкциях. В чистом виде на крыше встречаются редко, чаще применяются как один из слоев кровельного пирога.

Фото гидроизоляционной мастики Bitumast

На поверхность нанесена приклеивающая мастика

Антикор битумный AquaMast ТехноНиколь

Общие требования к жидкому битуму

Крыша – один из самых ответственных архитектурных элементов строения, от ее надежности во многом зависит длительность эксплуатации здания. На долговечность и надежность крыши влияет много факторов, в том числе и качество герметизации. В связи с такой ответственностью, к жидкому битуму предъявляются жесткие требования.

    Составы должны быть однородными без включений каких-либо твердых нерастворимых компонентов. После нанесения поверхность должна быть идеально ровной, площадь контакта битума максимальная, без перерывов и пропусков.

Состав должен быть однородным

Самый популярный инструмент для нанесения мастики – кисть или валик. Можно наносить методом распыления

Поверхность должна быть сухой, без снега и наледи, очищенная от пыли и грязи, остатков старого покрытия

Жидкий битум должен гарантировать герметичность покрытия не менее тридцати лет

Битумное покрытие должно сохранять вязкость при широком диапазоне температур

Вяжущими веществами являются нефтяные битумы, остающиеся после переработки нефти на более дорогие продукты. В зависимости от физических характеристик могут быть твердыми, полутвердыми и жидкими, по цвету черными или темно-бурыми.

Правила нанесения жидкого битума

Для примера рассмотрим вариант ремонта наклонной кровли многоквартирного дома.

Важно. Ремонтные работы носят временный характер, задача – максимально быстрое устранение протечек до теплого сезона. В дальнейшем планируется выполнить капитальный ремонт покрытия.

Ремонт делается в очень сложных погодных условиях при температуре наружного воздуха -2°С. Поверхность кровли не полностью просушена. Для таких работ следует выбирать только качественный состав, в противном случае надеяться на положительный результат не стоит.

Для работы следует подготовить малярную кисть, шпатель из нержавеющей стали, монтажный нож. Если предстоят длительные работы, то нужно иметь бензин или иной специальный растворитель для разведения загустевшего жидкого битума. Руки желательно защищать перчатками. Во время производства работ категорически запрещается курить.

Шаг 1. Внимательно обследуйте кровлю и попытайтесь найти место протечки.

Протекающая кровля должна быть тщательно осмотрена

Сразу следует знать, что сделать это очень сложно, иногда невозможно. Дело в том, что расстояние от места повреждения кровли до места протечки может составлять несколько метров, по внешнему виду очень сложно определить связь между точками нарушения герметичности. Тем более, если на крыше есть несколько слоев мягких покрытий, каждый из них может перенаправить потоки воды в любую сторону на большое расстояние. Проблемы с покрытиями легче находить постукиванием по поверхностям. Если звук глухой барабанный, значит, слой оторвался от основания, в этом месте может быть протечка.

Покрытие лучше всего простучать пальцами, осмотреть куски, которые отходят от основного покрытия

Практический совет. После того как примерно обнаружены вероятные места протечек, следует решить главную проблему. Это не тщательное заделывание стыков жидким битумом, хотя и этот процесс очень важен. Главная задача – устранить причину, по которой в этом месте скапливалась вода, сделать нормальные стоки. Если на поверхности крыши постоянно застаиваются дождевые или талые воды, то никакие ремонты не помогут, они будут эффективны непродолжительный период времени.

Вначале восстановите функциональность стоков, а только после этого приступайте к ремонту протечек. Это алгоритм всех ремонтных работ на плоской крыше.

Шаг 2. Подготовьте жидкий битум.

Битум обычно фасуют в банки объемом от 1000 мл и ведра объемом от 5 до 20 литров

Мастика битумно-каучуковая «Универсальная»

В большинстве случаев его достаточно размешать обыкновенной палочкой.

Размешать можно палкой

Ели вязкость материала вас не устраивает, то можно немного его разбавить. Такие случаи возникают из-за длительного и неправильного хранения жидкого битума. Еще один вариант – мастер пользуется не новой упаковкой, а старой, которая осталась после предыдущих ремонтов. В них растворители частично испаряются и жидкий битум необходимо самостоятельно доводить до нужной кондиции.

Чем разбавить битумную мастику

Шаг 3. Оторвите стыки в слабых местах. Если есть возможность, то рекомендуется проделать эту операцию по всей длине нахлеста. Дело в том, что если адгезия уже понизилась в одном месте, то через несколько месяцев появятся проблемы и в других. Раз кровля делалась одновременно, то она так же в одно время стареет и теряет первоначальные свойства.

Оторвите стыки в слабых местах

Шаг 4. Очистите поверхности от грязи, постарайтесь места намазывания жидким битумом немного просушить. Дело в том, что инновационные современные материалы на водной основе могут впитываться только в бетонные или кирпичные поверхности, в старые рулонные материалы мягких кровель они не проникают. С этими покрытиями жидкий битум приклеивается только за счет своих физических свойств, а они во многом зависят от фактического состояния основания.

Шаг 5. Кисточкой тщательно нанесите мастику.

Нанесение слоя мастики

Вначале между двумя слоями рулонного покрытия, а потом сверху.

Сильно прижимайте полосы, состав должен немного выдавливаться. Ели кровля стала настолько жесткой, что постоянно приподнимается, то места нахлеста нужно придавить, используйте в этих целях любые строительные отходы.

В качестве груза можно использовать старые кирпичи

Важно. Не экономьте жидкий битум, промазывайте стыки на максимальную глубину. Имейте в виду, что повторный ремонт обойдется намного дороже, чем качественно сделанный первый.

Во время герметизации кровли обращайте внимание, чтобы новый битум после застывания не создавал препятствий для схода воды. Не делайте на крыше отстойников, поверхность должна быть максимально ровной, а все выступы и бугорки направлять потоки воды к сливу.

И последнее. Всегда надо помнить, что даже самый качественный ремонт считается временной мерой для устранения аварийных проблем.

На фото отремонтированный участок кровли

Цены на обмазочную гидроизоляцию

Отремонтированная кровля не гарантирует герметичность длительный период времени. Пока в помещениях сухо – готовьтесь к капитальному ремонту крыши здания. Только после полной замены кровли можно решить проблему. Тем более, что в настоящее время в реализации есть большой выбор очень качественных покрытий.

Видео – Покрытие кровли жидкой мастикой

Для ремонта кровли может применяться не только мастика, но и битумная лента. Она многофункциональна и позволяет провести ряд ремонтных работ в труднодоступных местах, так как довольно гибкая и эластичная. Читайте все о битумных лентах на нашем сайте.

Степан Русов главный редактор

Автор публикации 24.09.2018

Понравилась статья? Сохраните, чтобы не потерять!

Что такое битумная мастика: из чего состоит, свойства и характеристики, преимущества перед рулонными материалами и технология применения

Из чего изготавливают битумную мастику, рейтинг популярных производителей. Технология и советы по правильному применению материала.

Что входит в состав битумной мастики

В основе мастики модифицированный нефтяной битум (черная смола) с добавлением технологических присадок, придающих составу особые свойства: стойкость к низким температурам, высокую текучесть и пр. Внешне представляет собой пастообразную пластичную субстанцию очень насыщенного черного цвета. Кроме битумной основы в составе присутствуют:

  • Включения, обеспечивающие твердость материала: специальная минеральная вата, зола, пылевидный асбест, порошки из кирпича, кварца или известняка.
  • Загустители, которые гарантируют удобство нанесения состава: молотый асбест, торфяная крошка, мел.
  • Специальные волокнистые наполнители. Выполняют функцию армированию и делают субстанцию стойкой к изгибам.

Технология нанесения битумной мастики

Если рассматривать исходный состав мастик, то выделяют следующие их виды:

  • Обычные, или не модифицированные. Они не содержат улучшающих добавок, поэтому не используются для нанесения на кровлю. Применяются для конструкций, которые эксплуатируются в условиях без перепадов температур и нагрева.
  • Битумно-полимерные. Это как раз мастики битумные кровельные, выдерживающие все воздействия, которым подвергается кровля, а также обеспечивающие высокую степень адгезии между рулонным покрытием и основой кровли.
  • Битумно-резиновые. Их главная особенность – наличие антикоррозионных свойств. За счет этого оптимальны для защиты металлоконструкций.
  • Каучуковые на основе битума, или так называемая жидкая резина. Из всех типов это лучшая битумная мастика для кровли, поскольку она обладает хорошими механико-физическими характеристиками и отличной эластичностью.

Как выглядит кровля, покрытая битумной мастикой

Еще одна составляющая – растворитель. По нему выделяют мастики:

  • на водной основе;
  • с добавлением растворителей органической природы;
  • с жидкими органическими веществами.

Битумная мастика – готовый кровельный материал, не требующий разбавления. Сразу после покупки состава можно приступать к работам, в отличие от битума, который раньше нужно было подогревать перед применением.

Обратите внимание: в некоторых случаях мастику предварительно смешивают с отвердителем – это касается двухкомпонентных составов. Здесь очень важно соблюдать пропорции, рекомендованные производителем, иначе смесь будет испорчена.

Основные разновидности битумной мастики

Основным критерием классификации мастик считают метод применения. Хоть они и были разработаны как альтернатива битуму, который требует нагрева, полностью уйти от этого этапа не удалось. Таким образом, существуют составы горячего и холодного применения.

Нанесение битумной мастики на вертикальные поверхности

Горячего применения

Битумные мастики горячего применения имеют более сложную технологию нанесения. Перед началом работ они требуют нагрева до 150 °C, в связи с чем сегодня используются редко. Именно эти мастики стали первыми производить вместо битума. Сейчас от них практически отказались, но в видах они все равно присутствуют. Их используют, чтобы приклеивать рулонные материалы и отдельные части многослойных кровель.

На вертикальные элементы состав горячего применения не наносят, поскольку из-за нагревания он легко растекается. Наносимый слой составляет 2 мм. Из плюсов мастик горячего применения можно назвать:

  • Образование очень прочного внешнего покрытия.
  • Абсолютное отсутствие усадки после нанесения.
  • Увеличенная степень эластичности.

Холодного применения

Битумная гидроизоляционная мастика холодного нанесения имеет более широкую сферу применения, поскольку не растекается просто так по поверхности, не требует нагрева и поэтому уже готова к использованию. Для контроля густоты состава используют растворители. Холодные мастики как раз справляются с задачей, когда нужно обеспечить гидроизоляцию на наклонных и вертикальных элементах.

Что важно знать про такие составы:

  • Безопасны в отношении пожаров и ожогов, поскольку не требуют нагрева.
  • Разрешены к применению при отрицательных температурах (но здесь высыхание займет несколько больше времени).
  • Кроме обмазочной гидроизоляции широко используются и в качестве клеевой основы для соединения слоев кровельного ковра.
  • Оптимальны для заполнения деформационных швов.
  • Гораздо удобнее и проще в применении, нежели состав горячего использования.

Если работы ведутся при низких температурах, то мастику холодного применения предварительно тоже нужно нагреть, но до 30-40 °C.

Обратите внимание: после разбавления мастики растворителями важно тут же ее использовать. Состав не может долго находиться в разбавленном состоянии, поскольку его компоненты быстро выталкивают жидкость и вновь становятся вязкими.

Сравнительная таблица свойств битума и мастик разного применения

Холодная мастика на растворителях

Холодная мастика на водной основе

Мастика горячего применения

Толщина 1 слоя, мм

Расход на 1 слой, кг/м 2

Сколько сохнет при 20 °C и влажности 50%, часов

Температура, при которой можно производить работы, °C

Влажность основания не более, %

Сфера применения битумных мастик

Конструкции, на которые можно наносить битумную мастику:

  • На плоские и скатные кровли, в том числе при покрытии некоторых участков битумной черепицей.
  • Фундаменты, трубопроводы, бетонные поверхности, террасы.
  • Бассейны, фонтаны, искусственные водоемы.
  • Плиты перекрытий и покрытий под грубую стяжку или наливное покрытие, а также на пол в гаражах, подвалах, и санузлах, плиты на лоджиях и балконах.

Нанесение битумной мастики на кровлю

Мастику используют при монтаже мягкой черепицы или рулонных материалов на кровле. В таких случаях материал играет роль клеевого состава. На него можно укладывать стеклоизол, рубероид и прочие подобные материалы.

Приклеивание рулонных материалов на мастику

Обратите внимание: кровля, на которой планируется использовать битумную мастику, может состоять из абсолютно любых материалов, включая бетон, рубероид, черепицу, шифер, металлочерепицу и пр.

Если состав включает латекс, резина или каучук – мастику допускается использовать в качестве покрытия кровли. Очень часто с ее помощью ремонтируют старую кровлю, а еще приклеивают к фундаменту пенополистирол.

Преимущества битумной мастики перед рулонной гидроизоляцией

Минеральные наполнители в составе битумной мастики для гидроизоляции увеличивают количество нелетучих веществ примерно до 65% по массе. Это гарантирует, что обработанная поверхность будет полностью герметична и не разгерметизируется из-за испарения защитного слоя. К другим преимуществам битумной мастики относятся:

  • Отсутствие швов, которые могут привести к протечке.
  • Возможность скрыть мелкие дефекты и выровнять поверхность.
  • Идеальная способность к сцеплению, которая исключает отслаивание и вздутие материала.
  • Отсутствие склонности к появлению трещин.
  • Возможность наносить на ржавчину, краску и даже старую кровлю.
  • Длительный срок службы – 25-30 лет.
  • Высокая прочность на разрыв – даже в местах стыка покрытие не разойдется и не порвется от механических нагрузок или перепадов температур.
  • Очень простая технология применения.
  • Практически полное отсутствие дополнительной нагрузки на кровлю.
  • Возможность получить состав любой густоты за счет добавления растворителей.

Есть ли у мастики минусы

Недостатков у битумных мастик совсем не много. И даже существующие минусы – это больше некоторые ограничения в применении, с которыми сталкиваются в редких случаях. Так, среди недостатков выделяют:

  • Необходимость наносить на ровную поверхность, иначе жидкая субстанция может стечь в одну сторону. Для уменьшения текучести субстанции используют загустители и цемент. Поверхность с ямками и бугорками важно тщательно подготовить и сгладить все дефекты.
  • Невозможность применения во время дождя. Мастики на водной основе также нельзя использовать при отрицательной температуре.
  • Сложности с контролем толщины наносимого слоя, из-за чего может быть увеличен расход битумной мастики.

Общая технология и правила применения

Самый первый этап в создании гидроизоляции кровли – тщательная очистка основания. С него удаляют старое покрытие, удаляют весь мусор и проводят обеспыливание. Далее на чистое сухое основание необходимо нанести на него битумный праймер. Для этого потребуется обычная малярная кисть.

Очень важно: ни в коем случае не пропускайте этап очистки основания, поскольку без подготовки можно очень сильно намучиться с тем, чтобы создать слой примерно одинаковой толщины.

Для нанесения холодной мастики используют шпатели, валики или кисти. Этот способ достаточно расходный, поскольку здесь более сложно контролировать толщину слоя.

Нанесение битумной мастики вручную

При механизированном способе применяется специальный безвоздушный распылитель, который подает состав под давлением 150 бар.

Механизированный способ нанесения мастики

Важно: распылитель должен иметь функцию смешивания компонентов внутри агрегата.

Как правильно наносить мастику:

  1. Перед началом при необходимости отогреть состав при комнатной температуре, оставив в помещении на одни сутки.
  2. Используя инструкцию, добавить в мастику растворитель, все тщательно перемешать.
  3. После очистки основания и обработки праймером просушить кровлю.
  4. Налить на кровлю небольшое количество состава и распределить массу, используя швабру или скребок.

Обратите внимание: чтобы увеличить прочность получаемой гидроизоляции, можно уложить на поверхность крыши армирующую сетку, а уже затем наносить мастику.

Для ремонта металлической крыши необходимо очистить ее от масляных пятен, ржавчины и органических загрязнений, после чего нанести мастику в 2 слоя, лучше грубой широкой щеткой. Еще составом необходимо обмазать все проходные элементы и места их стыков с кровлей.

Обработка мастикой мест примыкания элементов к кровле

Если необходим локальный ремонт кровельного покрытия, то достаточно просто разрезать вздувшийся участок крест-накрест, после чего отогнуть края и нанести под них достаточное количество мастики. Далее остается только прижать края обратно. При необходимости можно дополнительно положить на поврежденный участок армирующую сетку.

Локальный ремонт кровельного покрытия мастикой

Полезные советы для эффективного применения мастики:

  • При обработке вертикальных плоскостей делают несколько слоев.
  • Чтобы состав хорошо ложился, стоит наносить его снизу-вверх параллельными полосами до самого верха конструкции.
  • Для лучшего перемешивания можно использовать дрель со специальной насадкой-смесителем.

Количество слоев битумной мастики

  • Для крыши уклоном до 10°. Необходимо выполнить 3 слоя, причем каждый из них до нанесения последующего должен быть просушен, а между слоями обязательно укладывают армирующую сетку из стекловолокна.
  • Для крыши уклоном 10-20°. Мастику наносят по той же технологии, что и в случае с кровлей уклоном 10°, но только здесь достаточно будет 2 слоев. Сверху крышу допускается покрасить.
  • Для кровли уклоном более 20°. Достаточно одного слоя мастики толщиной 3-4 мм.

Какую битумную мастику выбрать

Особенно широкий ассортимент битумных мастик представляет отечественная компания «ТехноНИКОЛЬ». Она выступает лидером в производстве изоляционных материалов уже долгие годы. Битумные мастики «ТехноНИКОЛЬ» представлены в большом ассортименте:

  • Мастика №21 «ТЕХНОМАСТ». Универсальная, поскольку подходит для кровли любых видов. Еще допускается для применения на строительных конструкциях и металлических поверхностях. В основе битум, модифицированный искусственным каучуком.

Мастика №21 «ТЕХНОМАСТ»

  • Мастика приклеивающая №23. Разработана специально для гибкой черепицы для ее приклеивания к любым поверхностям.

Мастика приклеивающая №23 «ТехноНИКОЛЬ»

  • Мастика МГТН №24. Предназначена для гидрозащиты конструкций, которые контактируют с влажной средой и заглубляются в землю.

Мастика МГТН №24

  • Мастика №27. Предназначена для приклеивания экструзионного пенополистирола к изоляционным материалам, деревянным, металлическим и бетонным поверхностям.

Мастика №27 «ТехноНИКОЛЬ»

  • Мастика №57. Специальный состав для защиты кровельных покрытий от коррозии, нагрева и ультрафиолета.

Мастика №57 «ТехноНИКОЛЬ»

  • Мастика AquaMast. Предназначена для конструкций, заглубленных в землю: фундаментов, свай и пр. Особенность мастики – разработана специально для бытового использования людьми, которые не обладают особыми знаниями и не имеют специального оборудования. Идеальный вариант для небольших подрядных организаций и частных лиц.

Мастика AquaMast «ТехноНИКОЛЬ»

Не менее широкий выбор битумных мастик предлагает еще одна российская компания – Decken. В ее ассортименте присутствуют:

Битумно-полимерная мастика Decken

Среди популярных производителей подобной гидроизоляции можно отметить компании «Эврика», «Ижора» и «Славянка». Их продукция также занимает значительную часть рынка битумных мастик.

В заключение

В отзывах о битумной мастике любой марки говорится об универсальности этого гидроизоляционного материала. Ее используют как на кровлях, так и на конструкциях: из дерева, бетона и металла.

Применяя битумную мастику, можно избежать швов, что особенно важно для качественной защиты мест примыкания к кровле различных элементов. К прочим плюсам мастики относят простоту применения, невысокую стоимость и экономичный расход. Это позволяет выполнить гидроизоляцию быстро и с небольшими финансовыми затратами.

Области применения битума, особенности приготовления и правила работы с ним

Битум применяется в решении ряда строительных задач, связанных с возведением зданий, сооружений, прокладкой дорог и коммуникаций. Его высокие вязкостные и водоотталкивающие свойства позволяют проникать в поры и трещины на поверхности материала, одновременно выступая в качестве связующего средства и обеспечивая прочную адгезию.

Сферы применения битума – разновидности гидроизоляции

Использование битума для различных целей отличается способами подготовки смеси и нанесения покрытия.

Битумное оснащение кровли

Использование чистого битума без добавок считается устаревшим методом, остающимся до сих пор популярным. Наибольшее распространение получили покрытия крыши в старых домах и гаражах, когда кровля просто заливается жидким битумом. Этому способствует низкая стоимость материала и работы, по сравнению с более технологичными мастиками.

Классическое применение основано на промазывании поверхности крыши горячим битумом. Для придания большей текучести в него добавляются отработанные моторные масла, дизельное или печное топливо, а также тяжелые нефтяные растворители.

В большинстве разновидностей гидроизоляции кровли битум является промежуточным слоем между стеной и наружным непроницаемым полотном. Для придания большего сцепления в состав листовых материалов также входит битум, зачастую без каких-либо модификаторов.

Использование чистого материала имеет такой недостаток, как пониженная прочность и долговечность покрытия. Под воздействием осадков, механических частиц и перепада температур битум начинает растрескиваться, в результате чего гидроизоляцию приходится переделывать. Чтобы повысить эксплуатационные свойства, в состав смеси вводятся различные полимеризующие агенты.

Исходя из цены, оптимальным выбором для крыши будет комплекс битума и рубероида. Чтобы исключить необходимость их обновления раз в 2-3 года, можно применять специальные битумные мастики, индифферентные к воздействию остаточной влаги и солнца.

Гидроизоляция битумной пастой кровли гаража:

Гидроизоляция фундамента битумом

В сети содержится гораздо больше информации об использовании модифицированных битумных мастик, а не обычного битума. Это скорее рекламный ход, поскольку чистый битум для обмазки внешних стен фундамента применяется на практике довольно часто. Сверху битумного слоя традиционно может накладываться резиново-битумное полотно типа бризола или изола.

Если в местности строительства отсутствует значительное давление грунтовых вод или движение грунта, можно ограничиться битумной обмазкой. Хотя сам материал не так долговечен, как современные мастики, заполненные им дефекты в фундаменте будут надолго защищены от воздействия влаги.

Создание защитных покрытий на линиях коммуникаций

Комплексные битумные покрытия являются универсальным средством защиты труб и других заглубленных в землю металлических конструкций. Основным гидроизолирующим слоем являются модификации битумных полотен. Их крепление производится на битум или мастику, которые наносят на покрытую грунтовкой металлическую поверхность.

Приготовление асфальтовых покрытий

Строительство дорог требует применения особо качественных битумов, имеющих высокие прочностные и температурные пределы эксплуатации. Недостатком битума является потеря прочности при высоком давлении.

Именно поэтому по ряду трасс запрещено перемещение грузовиков, особенно днем в жаркое время года. Чтобы повысить качество смеси для приготовления асфальта, в ее состав вводятся пластификаторы, имеющие широкий спектр свойств.

При высоких температурах битум плавится, а в мороз – становится хрупким. Подбор конкретной марки материала определяется климатическими условиями использования и максимально допустимой нагрузкой. При прокладке магистральных трасс, предполагающих тяжелые грузоперевозки, используется более твердый битум, слабо подверженный внешнему давлению.

Кроме битума и модификаторов, асфальтовая смесь содержит песок и гравий. Пропорции компонентов определяются задачами, которые ставятся перед покрытием. Чем больше песка и меньше щебня, тем более ровной и гладкой получается поверхность. Асфальт с крупным гравием применяют для укладки нижнего слоя автомобильных дорог, а с мелким – для верхнего шоссейного слоя.

Ремонт и санация трещин в асфальте при помощи жидкого битума:

Основы работы с битумом, подготовка и нанесение смеси

Технология использования материала для гидроизоляции и создания твердых покрытий заключается в его прогреве и плавлении, добавке требуемых компонентов и нанесении на поверхность. Наименее проблемным способом будет приобретение готовых мастик, которые остается лишь разогреть. Рассмотрим этапы самостоятельного приготовления смеси на основе битума.

Нагрев

Может осуществляться в специальных плавильных установках. В реальности чаще всего используют подручные средства: битум топится в металлических бочках, а в роли нагревателя вступает открытый огонь. Во время процесса следует соблюдать осторожность, поскольку даже остаточные нефтепродукты являются горючими веществами. При нагревании битум шипит и пенится – это нормальный процесс.

Смесь будет готова, когда ее поверхность станет гладкой и глянцевой, без признаков перегрева. Заметить разложение материала можно по выделению интенсивного и едкого желто-зеленого дыма. Чтобы приготовить качественный битум для гидроизоляции, не допускайте перегрева – он приведет к охрупчиванию покрытия.

Разбавление горячего битума растворителем

Битумная смесь может применяться в виде праймера (см. выше) и классического покрытия, обеспечивающего плотный водонепроницаемый слой. Могут использоваться растворители на основе бензина или уайт-спирита, однако они не подходят для разогретого до 160-180 °С битума. Керосин устойчивее к нагреванию, однако испаряется ненамного медленнее.

Наиболее подходящими растворителями являются дизельное топливо и соляровое масло (остаточный, вязкий дизельный остаток). Соляровое масло не всегда легко найти, поэтому чаще применяют дизельное топливо (даже самого низкого качества). Дополнительно можно использовать отработанные моторные масла, имеющиеся в изобилии на станциях техобслуживания.

Выдерживать пропорции битум : растворитель следует в диапазоне от 30 : 70 до 50 : 50, в зависимости от температуры окружающей среды и требуемой консистенции. Нагревать битум и растворитель желательно по отдельности, чтобы снизить вероятность возгорания. При больших объемах работ растворитель заливается в емкость с битумом, при малых – наоборот.

Как растопить битум для гидроизоляции фундамента своими руками расскажет видео:

Нанесение смеси на поверхность

Учитывая высокую скорость затвердевания материала, после переноса битума из емкости на выравнивание его слоя есть всего 1-2 минуты. Для улучшения качества гидроизоляции фундаментов желательно провести начальную обработку бетона маловязким битумным праймером.

Для больших площадей (гидроизоляция кровли или габаритного фундамента) выравнивать слой удобно с помощью швабры, на нижнюю часть которой прочно прикреплена ветошь. При меньших объемах работы (гидроизоляция малого фундамента или металлических конструкций) удобно работать кистью или валиком для битума. С помощью валика особенно эффективно наносится праймер, застывающий дольше вязкого битумного слоя.

Различные цели строительства требуют разного расхода битума:

  1. при нанесении гидроизоляции необходимо 1,5-2 кг/м2 битума. Толщина слоя должна составлять около 2 мм. Тонкое покрытие приведет к ухудшению водоотталкивающих свойств из-за повреждений, а более толстое будет способствовать ускоренному растрескиванию застывшего слоя;
  2. для пропитки дорожного покрытия или тротуара – 2-3 кг/м2. Больший расход увеличит вытекание материала при нагревании, а меньший – не обеспечит достаточных прочностных качеств;
  3. для пропитки и укладки асфальтовых покрытий – расход зависит от условий строительства и требований проектировщика. Стандартные затраты составляют 0,8-1 кг/м2.

Нанесение битума на дорожное покрытие

Срок службы битумных покрытий

Срок службы битума редко превышает 10 лет при обмазке и гидроизоляции кровли (от 2-3 до 3-5 лет для чистого битума). Применение в комплексе обмазки и резиново-битумного покрытия для фундамента позволит защите функционировать несколько десятилетий. Уменьшает продолжительность эксплуатации воздействие кислорода воздуха и повышенная температура – именно по этой причине крыши приходится «смолить» каждые несколько лет.

Как избавиться от битума – житейские советы

Поскольку материал не растворяется в воде, пристает к любым поверхностям, имеет высокую твердость и способность пачкаться, работать с ним нужно предельно аккуратно. Следует помнить, что просто отстирать битум с одежды стиральными порошками не получится.

Если вам все же не повезло избежать битумных пятен в нежелательных местах, избавиться от них можно следующим образом:

  • обработать уайт-спиритом – подходит для удаления битума с поверхности машины или инструмента. Преимущество уайт-спирита заключается в его медленном испарении. Битум успевает раствориться, после чего легко удаляется мягкой тряпкой. Перед удалением проверьте действие растворителя на краску на невидимых частях кузова. Совет: не используйте растворители, содержащие ацетон или этилацетат;
  • дизельным топливом – подойдет для очистки резиновых изделий, таких как колеса автомобилей. Дизельные фракции не так агрессивны к синтетическому каучуку и не вызывают его набухания. В случае очень грязных колес лучше вообще ничего не делать – через 300-400 км налипшие частицы отскочат без постороннего вмешательства;
  • легкие растворители (бензин-калоша или бензол) – подойдут для очищения пятен битума с тканей и одежды. Имейте в виду, что бензол довольно токсичный и, хотя он поможет оттереть битум, он так же легко растворяет и многие краски.

Чтобы удалить битум со строительной поверхности (бетон, кирпич), можно использовать любой углеводородный растворитель – бензин, дизельное топливо, керосин или уайт-спирит. Смыть остатки маслянистого дизтоплива можно ветошью, смоченной незначительным количеством бензина.

Удаление битума при помощи БИО растворителя CYTOSOL, который поможет легко очистить любую поверхность, включая кузов автомобиля :


Битумные материалы

Битум – это (термопластичное соединение) твердый или вязкопластичный, смолообразный продукт. Он может быть от темно-коричневого до черного цвета. В состав битума входит сложная смесь углеводородов и неметаллических их производных (соединение углеродов с серой, азотом, кислородом и других химических элементов). С латыни битум – bitumen, переводится как – смола, горная смола.

Свойства битума

Битумные материалы характеризуются термопластичностью, то есть при колебании температуры могут принимать твёрдые или смолоподобное состояние. При высокой температуре переходят в жидкое состояние, превращаясь в пластичную массу с низким уровнем текучести. После остывания вновь приобретают первоначальную вязкость, не теряя свойств и характеристик. Также стоит отметить, что битумы не битумы не имеют чёткой температуры плавления (аморфность).
Данные вещества являются нерастворимыми в большей части кислот, воде, солевых растворах и щелочах, однако отлично растворяются в органических растворителях.
Вследствие отсутствия пор в структуре, битум характеризуется высоким уровнем плотности – примерно, 1,50 г/см. Таким образом, даже самый тонкий слой этого инженерно-строительного материала абсолютно водонепроницаем.
Перечисленные качества сделали битумы незаменимыми в строительной отрасли, в укладке дорог, в процессе реализации гидроизоляции разных поверхностей даже в самых неблагоприятных условиях.
В тоже время не стоит забывать о таком свойстве битума, как «старение». Это значит, что через определенное время свойства и характеристики битумов меняются, к примеру, увеличивается хрупкость и уменьшаются гидроизоляционные показатели. В результате неблагоприятного действия ультрафиолетовых лучей в структуре материала снижается количество смолистых веществ и возрастает объем твёрдых частиц.

Состав битума

Материал гидроизоляционный битумный состоит из следующих элементов:

Полный химический состав очень сложен, тем не менее, все простые соединения можно разделить на четыре группы:

  • твёрдые компоненты, которые представлены высокомолекулярными углеводородами (асфальтен, карбоид, карбен). Они обеспечивают тугоплавкость и твёрдость. В различных видах битумов содержание этих веществ может колебаться от 10 до 40%
  • смолы – аморфные соединения, которые содержат серу. Они обеспечивают высокий уровень адгезии к разным поверхностям. Содержится таких веществ от 20 до 40%
  • кислоты выступают в роли поверхностно-активных веществ, защищающих материал от действия ультрафиолета, путем формирования на поверхности плёнки. Их количество не превышает 3%
  • нефтяные масла занимают 30–60% объема. В их составе находятся разнообразные углеводородные соединения. Отвечают они за вязкость и термопластичность
  • парафин повышает хрупкость при низкой температуре. Максимальное количество парафина не должно превышать 5%.

Виды битумных материалов

Для классификации битумов используют два критерия:

  • по происхождению
  • по сфере использования.

По происхождению бывают:

В процессе природной полимеризации нефти происходит формирование чистого битума. Залежи такого вещества можно обнаружить в районах нефтяных месторождений. Они представлены битумными озёрами или линзами. Но, данные явления крайне немногочисленны. Зачастую наблюдается пропитывание осадочных пород природным битумом, вследствие чего процесс его добычи из горючих полезных ископаемых нецелесообразен.
Природные битумы бывают трех подвидов:

  • поверхностные: формируются вследствие выхода битум содержащих пород на поверхность
  • жильные: в них содержится незначительное количество примесей минералов
  • пластовые представляют собой горную породу, которая пропитана битумом.

Изготовление природного битума можно разделить на такие главные технологические этапы:

  • добыча битум содержащего сырья. Принимая во внимание особенности месторождения, можно использовать дренажный, шахтный, скважинный, карьерный и прочие способы
  • фракционирование массы на минеральные и органические составляющие. Для этого процесса применяют метод выварки в воде. А чтобы извлечь из горных пород используют растворители
  • далее промежуточный продукт подается на дальнейшую переработку, с целью добычи чистого битума.

Вследствие трудности получения природного битум содержащего сырья и последующей его переработки, конечный продукт стоит очень дорого. Таким образом, природный битум имеет довольно ограниченную сферу использования.
Искусственные (нефтяные) битумы создают из остатков перегонки нефти – гудрона. В результате нагревания или продувки гудрона кислородом получают полутвёрдую или твёрдую субстанцию, которая и является искусственным нефтяным битумом.
Чтобы получить такой продукт используют три технологии:

  • концентрирование. Этот процесс осуществляется методом перегонки нефтяных остатков в условиях вакуума. Вследствие чего получают остаточные битумы, иначе называемые осаждёнными. Их можно получить только из высокосмолистого сырья, к примеру, остатков перегонки сернистой нефти. Конечный продукт – твёрдое соединение с низким коэффициентом вязкости
  • окисление. Этот метод наиболее популярен в сфере получения искусственных битумов. Этот процесс осуществляется при температуре 180–300ºC. Такой способ позволяет получить более высокое содержание в битуме асфальтенов и смол, поэтому готовое соединение отличается теплостойкостью и эластичностью
  • смешивание. В результате пропорционального смешивания битумов, которые получены двумя предыдущими методами с дистиллятами и другими остатками, получаются компаундированные битумы. Также в это сырьё добавляют разные присадки, к примеру, дёготь, каменноугольное масло, полимеры и прочие добавки.

Создавать искусственные битумы менее сложный и затратный процесс, что отражается на цене готового продукта. Именно вследствие своей доступной стоимости нефтяные битумы широко применяются в различных сферах.

По области использования битумы бывают:

  • дорожные, которые применяют в дорожном строительстве. Они бывают вязкими и жидкими. Битумно вяжущие материалы применяются в качестве вяжущего вещества при создании асфальта, для верхнего слоя дорог. Жидкие используют при дорожном строительстве, для гидроизоляции оснований
  • строительные. Их получают в результате окисления остатков переработки сырой нефти. Они бывают таких марок БН: 50/50; 70/30; 90/10
  • кровельные выпускают следующих марок БНК: 40/180; 45/190. Они создаются методом окисления продуктов, которые остаются после атмосферно-вакуумной перегонки нефти
  • изоляционные битумы создают при помощи окисления продуктов, остающихся в результате прямой перегонки, а также смесей остатков нефти с асфальтами и другими компонентами.

Применение битумных материалов в строительстве

Битумы используют во всех строительных направлениях:

  • чтобы защитить основание от грунтовых вод, гидроизолировать перекрытия, создать плоскую кровлю
  • чтобы изготовить асфальтобетон, применяемый для строительства дорог
  • чтобы создать кровельные и другие гидроизоляционные материалы, мастики
  • чтобы создать изоляцию трубопроводов.

В целях применения по прямому назначению, битум нужно размягчить до пластичного (жидкого) состояния. Это делают тремя методами:

  • нагревание до 130–170 ºC
  • использование органического растворителя. Данный метод дает возможность размягчить твёрдый продукт до необходимой консистенции без нагрева. Таким образом, создают мастики, наносимые холодным методом
  • эмульгирование битума с целью создания паст и эмульсий.

Битумные кровельные материалы

Кровельный ковер продает рулонами. Укладывать его нужно в два слоя. Отметим, что верхний слой должен быть обязательно покрыт защитной посыпкой. Чтобы монтаж был наиболее качественным нужно выбирать надежные комплектующие для кровли, которые соответствуют всем установленным стандартам и нормам безопасности.
Все битумные рулонные материалы делятся на такие категории:

  • основные
  • безосновные (структура полотна)
  • битумные
  • полимерные
  • битумно-полимерные (тип компонентов покровного состава)
  • картонные
  • стекловолокнистые
  • комбинированные.

Битум становится мягким при температуре 45-50°С. Этого крайне мало для кровельного материала. С целью повышения теплостойкости конечного продукта, битум окисляют. В результате этого понижается морозостойкость материала. Стоимость данного кровельного материала доступна для потребителей. Битумный кровельный материал может применяться и для гидроизоляции внутри здания.
Битумно полимерный материал стоит дороже, чем чисто битумный, однако он более долговечный. Такой материал характеризуется более широким диапазоном рабочих температур и более высокой надежностью.

Битумно наплавляемые материалы

Растущая популярность наплавляемой кровли обусловлена её демократичной ценой и легкостью монтажа. Чтобы осуществить укладку этого покрытия потребуется лишь бытовая газовая горелка и базовые навыки проведения кровельных работ. Специальные требования к поверхности основания не предъявляются, поэтому монтаж крыши из наплавляемого рулонного материала сможет реализовать любой владелец гаража, загородного участка или торговой палатки.
Благодаря использованию наплавляемых кровельных покрытий можно обеспечить:

  • высококачественную защиту крыши зданий и жилых помещений от пагубного действия ветра и атмосферных осадков
  • сохранение тепла в зимний период и защиту от перегрева жаркими летними днями.

Область использования наплавляемых материалов довольно широка:

  • монтаж кровельного покрытия
  • гидроизоляция, к примеру, в процессе создания фундамента зданий
  • возведение конструкций под землей, к примеру, подвалы, кессоны, цокольные этажи
  • создание бассейнов и прочих аналогичных конструкций.

Использовать рулонные наплавляемые материалы можно в любых климатических зонах, даже в регионах с суровым морозным климатом.

Свойства и способы применения битумной мастики

Гидроизоляционная мастика появилась недавно, но с каждым годом ее применяют все чаще. Это обусловлено простотой применения и удобством нанесения, что существенно сокращает время обустройства изоляции строения. Привлекательной является и цена на материал, которая приемлема для всех слоев населения.

Что такое битум или мастика битумная холодного использования? В чем ее кардинальное отличие от материала, который предварительно нужно нагреть перед использованием? Перед тем как выбрать подходящую для изоляционных работ мастику, нужно разобраться в ее характеристиках и свойствах.

Общие сведения о материале

Битумная мастика – материал, обладающий повышенной пластичностью, в его основой является битум (черная смола, твердая). Раньше смеси из битума приходилось прогревать перед использованием.

Это вызывало некоторые неудобства, так как увеличивалось время обустройства гидроизоляционных работ, к тому же эти работы пожароопасны. Поэтому производители разработали инновационный материал, который можно применять в работах по гидроизоляции холодным способом.

В составе мастик присутствуют растворители, которые поддерживают ее в жидком состоянии. По принципу нанесения подобные составы сравнимы с краской – как только материал попадает на поверхность, разбавитель испаряется и состав твердеет, образуя качественный слой изоляции.

Виды составов

Битумная мастика для гидроизоляции холодного нанесения подразделяются на два вида:

  • смеси готовые к использованию, в их составе присутствуют растворители. Работать с таким материалом можно в любую погоду, даже в холодное время года. Эти составы высыхают за 24 часа. Но свои свойства материал приобретает через некоторое время, обычно на это уходит 1 неделя. Этот вид мастики производиться для изоляции кровли, однако применение материала в основе которого лежит растворитель, достаточно распространено и применить ее можно на любых поверхностях;
  • водоэмульсионные мастики, не имеющие запаха, выпускаемые на основе воды. Составы экологически чистые, их применяют внутри помещения для изоляционных работ в ванных комнатах и кухнях. Время высыхания у этих составов составляет несколько часов. Есть небольшой недостаток у водной эмульсии – она не переносить отрицательных температур, даже в период хранения.

Модификации составов

В зависимости от того, какие компоненты, кроме битума водят в состав мастики, их делят на подвиды:

  • Не модифицированные – в составе покрытий нет улучшающих компонентов, например, полимеров. Профессионалы не рекомендуют использовать этот материал при обустройстве гидроизоляции кровли, но для других конструкций он подходит идеально. Но стоит помнить, что такую мастику не используют в случае сильных перепадов температур и если конструкция подвергается нагреву.
  • Битумно-полимерная – кровельная, модифицированная мастика. Этому материалу не страшны высокие температуры. Положительным является и тот факт, что она качественно повышает адгезию между рулонным материалом и поверхностью.
  • Мастика, битумно резиновая – в состав которой введена резиновая крошка. Этот вид раствора применяют для изоляции конструкций из метала, так как она обладает антикоррозийными свойствами. Но для кровельных работ этот материал не применяется.
  • Каучуковые мастики на основе битума – жидкая резина. Состав с повышенной эластичностью, и великолепными механическо-физическими свойствами. Самый подходящий состав для обустройства гидроизоляции крыши.

При проведении гидроизоляционных работ любыми материалами, нужно тщательно подготовить поверхность – удалить пыль и грязь, обезжирить при необходимости и просушить. После этого нанести на плоскость битумный праймер, который улучшит качество проводимых работ.

Все битумные покрытия делятся на несколько типов в зависимости от числа компонентов:

  • однокомпонентные – готовые к применению смеси;
  • двухкомпонентные – смешиваются перед нанесением с отвердителем.

Характеристики у этого материала очень высокие, так как составы относятся к профессиональным. При смешивании мастики нужно строго соблюдать инструкцию от производителя и соблюдать пропорции. Если положить отвердителя, больше рекомендованного, то время жизни состава станет намного меньше, и он будет испорчен.

Качества составов

Кроме того, что холодная битумная мастика сокращает время проведения гидроизоляционных работ, и проста в применении, как писалось выше, у нее есть огромное количество положительных сторон:

  • можно получить состав любой густоты, достаточно добавить растворитель;
  • долговечность – модифицированный состав может прослужить более 25 лет, при этом не теряя своих изоляционных свойств;
  • универсальность – любые поверхности могут быть обработаны битумной мастикой;
  • простота в использовании – состав можно нанести самостоятельно при помощи кельмы, валика или кисточки.

Как любой материал, гидроизоляционная мастика имеет недостатки:

  • цена – если рассматривать мастики для гидроизоляции, битумно полимерные, то их стоимость существенно отличается в более высокую сторону;
  • в отличие от мастики на битумной основе, наносимой горячим способом, этот материал дает более сильную усадку, что как следствие увеличивает расход изоляции.

Расход мастики на 1 м2 гидроизоляции зависит от способа нанесения, например, при нанесении клеящего слоя достаточно 1 кг состава на квадрат. Если создавать полноценную изоляцию мастикой, то уйдет до 5 кг. Зная эти параметры очень просто рассчитать, сколько уйдет материала.

Где применяется мастика

Применение битумной мастики, как правило, происходит в следующих случаях:

Читайте также:  Гидроизоляционные материалы для внутренних работ
Ссылка на основную публикацию