Что такое токосъёмник (токоприемник) – виды токосъёмников

Конструкции токоприемников

Лекция №8

Тема: ТОКОПРИЕМНИКИ.

(лекция –1 час)

Конструкции токоприемников

Токоприемниками согласно стандарту называют тяговые электрические аппараты, предназначенные для создания электрического контакта электрооборудования подвижного состава с контактной сетью. Конструкция токоприемника должна обеспечивать съем тока заданного значения при максимальной скорости движения, на которую рассчитан электроподвижной состав.

На советских и зарубежных электрифицированных железных дорогах эксплуатируются токоприемники разнообразных конструкций. Объясняется это тем, что электрификация железных дорог осуществляется как на постоянном, так и на переменном токе, а применяемый электроподвижной состав имеет различную мощность и конструкционную скорость. Наибольшее распространение получили пантографные токоприемники (пантографы).

В Советском Союзе на электровозах и электросекциях переменного тока установлены токоприемники ТЛ-13У. На электровозах постоянного тока наибольшее применение получили токоприемники П-3, П-5 и 10РР, на электросекциях постоянного тока — ТЛ-13У или ТЛ-13М, используют также токоприемники П-1 и ДЖ-5. Токоприемники ТЛ-13У и ТЛ-14М (рис. 8.1) различаются только типами полоза (соответственно с угольными вставками и металлокерамическими пластинами). За рубежом имеются токоприемники с незамкнутой (асимметричной) системой подвижных рам, а также с перекрещивающимися нижними рамами.

Рис. 8.1 Общий вид токоприемника ТЛ-14М:

1 — полоз; 2 — каретка; 3 — верхняя подвижная рама; 4 — диагональная тяга; 5 — рычаг нижней подвижной рамы; 6 — основание; 7 — изолятор

Токоприемники представляют собой сложные пространственные механизмы, состоящие из системы различных рычагов и легких рам, шарнирно соединенных между собой и обеспечивающих перемещение полозов по вертикали. Полозы закрепляют на рамах с помощью кареток, обеспечивающих необходимое подрессоривание полозом, а также их угловое перемещение относительно верхнего шарнира рам токоприемника. Подъемно-опускающие механизмы токоприемников (рис. 8.2), состоят из подъемных 1 и опускающих 2 пружин, пневматического цилиндра 3 и системы рычагов 4 пневматического привода. Опускающие пружины могут быть размещены внутри пневматического цилиндра (рис. 8.2, а, б) или выполнены в виде наружных пружин (рис. 8.2, в). С целью уменьшения массы пневматического цилиндра его выполняют ступенчатым: больший диаметр имеет та часть, в которой перемещается поршень, меньший — где расположена пружина.

Рис. 8.2 Схемы подъемно-опускающих механизмов токоприемников:

в —ТЛ-13У, ТЛ-14М; б — П-5, ШРР; в — П-3, ДЖ-5

Токоприемники, имеющие подъемно-опускающие механизмы, показанные на рис. 8.2, работают следующим образом. Когда давление воздуха в пневматическом цилиндре равно атмосферному и опускающая пружина разжата, токоприемник находится в опущенном положении. Для подъема токоприемника в цилиндр через редукционное устройство (клапан) подается сжатый воздух, который, перемещая поршень и связанную с ним систему рычагов, сжимает опускающие пружины (пружину). При этом подъемные пружины, находившиеся в растянутом состоянии, сокращаются и поднимают нижние и верхние рамы токоприемника, вследствие чего его полозы прижимаются к контактному проводу. Для опускания токоприемника выпускают сжатый воздух из цилиндра, опускающие пружины разжимаются и через систему рычагов передают усилия на рамы токоприемника; при этом подъемные пружины растягиваются, а вся подвижная система токоприемника возвращается в начальное положение.

Редукционные клапаны в пневматических цилиндрах токоприемников предназначены для автоматического изменения скорости вертикального перемещения полоза при подъеме и опускании токоприемника.

Они обеспечивают быстрый начальный подъем опущенного токоприемника, а затем медленное его приближение к контактному проводу, чтобы полоз коснулся контактного провода без удара. При опускании токоприемника полоз, наоборот, быстро отрывается от контактного провода, а затем спокойно опускается вниз. Такие режимы достигаются автоматическим регулированием скорости подачи сжатого воздуха в цилиндр и выпуска его в атмосферу. Время подъема токоприемника из сложенного положения до максимальной рабочей высоты при номинальном давлении сжатого воздуха должно составлять 7—10 с, а время опускания — 3,5—6 с.

Постоянный контакт полоза токоприемника с проводом в случае изменения его высоты обеспечивается при движении электроподвижного состава перемещением подвижной системы токоприемника и работой только его подъемных пружин.

Каретки токоприемников (рис. 8.3) предназначены для улучшения качества токосъема при проходе «жестких» точек (мест с резким уменьшением эластичности контактного провода или наличием на нем сосредоточенных масс — зажимов и др.) и струновых пролетов цепной контактной подвески, в которых контактный провод имеет неодинаковую эластичность. В эти моменты полозы вертикально перемещаются благодаря кареткам, т. е. с контактным проводом взаимодействует не весь токоприемник, а только его верхний узел, имеющий небольшую массу. Это уменьшает динамическую составляющую нажатия токоприемника на контактный провод, что обеспечивает лучшее качество токосъема, особенно при высоких скоростях движения электропоездов. В двухполозных токоприемниках каретки обеспечивают также равномерное нажатие между полозами.

Рис. 8.3 Каретки токоприемников:

а – ДЖ – 5; б – П – 3; в – 10РР

Качественный токосъем токоприемниками при более высоких скоростях движения обеспечивают демпфированием их рам, а в некоторых случаях — и полозов. Демпфирование рам осуществляют с помощью телескопических гидравлических демпферов.

Элементы токоприемника перемещаются вертикально при его движении вдоль контактной подвески в результате неодинаковой эластичности контактного провода в струновых пролетах, неодинаковой эластичности цепных подвесок в середине пролета и у опор, местных изменений высоты подвеса контактного провода над верхом головок рельсов у малогабаритных искусственных сооружений, на станциях и т. п.

Неодинаковая эластичность контактного провода в струновых пролетах вызывает вертикальные колебания полоза токоприемника с амплитудой 0,03—0,04 м и длиной волны 5—10 м, а в середине пролета и у опор — с амплитудой 0,2—0,3 м при длине волны 50—80 м. Местные изменения высоты подвеса контактного провода у искусственных сооружений и на станциях (выполняемые с постепенным уклоном контактного провода, например 0,002) вызывают значительные вертикальные перемещения полоза токоприемника, достигающие 1,2—1,5 м. Таким образом, на, большей части линии полоз токоприемника совершает вертикальные перемещения с амплитудой до 0,35 м и только на коротких участках пути — значительные вертикальные перемещения, достигающие 1,5 м. Этим обстоятельством пользуются при разработке конструкций токоприемников для высоких скоростей движения.

Чтобы обеспечить большой рабочий ход (1,5—2 м) и качественный токосъем при высоких скоростях движения, токоприемники выполняют сдвоенными (двухступенчатыми), т, е. из двух расположенных одна над другой подвижных систем (рис. 138). Верхняя подвижная система с рабочим ходом 0,4—0,5 м и небольшой массой взаимодействует с контактной подвеской по высоте в пределах разности отжатий контактного провода в середине пролета и у опор; обе подвижные системы токоприемника взаимодействуют с контактной подвеской на участках со значительным изменением высоты подвеса контактного провода над уровнем головок рельсов.

Одной из разновидностей таких токоприемников является токоприемник Сп-бМ (рис. 8.4, а). Он состоит из двух подвижных систем: нижней в виде параллелограмма 1 и верхней 2 в виде пятизвенника При небольших изменениях высоты контактного провода ± 0,3 м с ним взаимодействует только верхняя система, имеющая небольшую массу 24,5 кг, нижняя система при этом остается неподвижной. При значительных изменениях высоты контактного провода вступает в работу и нижняя система токоприемника. Достигается это автоматически с помощью пневматической связи между верхней и нижней подвижными системами. Токоприемник Сп-6М имеет следующие характеристики: допустимый длительный ток при движении 1650 А, рабочий ход 2,15 м, ширина полоза 440 мм, масса полоза 15 кг, приведенная масса токоприемника 24,5 кг.

Рис. 8.4 Двухступенчатые (сдвоенные) токоприемники:

а – отечественный типа Сп – 6М; б- французских железных дорог; 1 — нижняя подвижная система; 2—верхняя подвижная система; 3 — полоз

В верхней и нижней системах токоприемника установлены двухсторонние (симметричные) гидравлические демпферы.

Во Франции для скоростей до 400 км/ч создан сдвоенный токоприемник (рис. 8.4, б). Функцию нижней подвижной системы в нем выполняет упрощенная рама токоприемника AM с демпферами, а верхней подвижной системы — небольшой асимметричный токоприемник AM с рабочим ходом 0,4, его масса равна 14 кг. Нижняя система, так же как и токоприемника Сп-6М, вступает в работу только при значительных изменениях высоты контактного провода над уровнем головок рельсов. Такая работа токоприемника достигается соответствующим демпфированием нижней и верхней подвижных систем токоприемника гидравлическими амортизаторами.

Для линий, рассчитанных на скорость движения поездов 250— 360 км/ч, рабочий диапазон высоты подвеса контактного провода над уровнем верха головок рельсов принимают равным не более 0,5— 0,55 мм. Это позволяет использовать легкие малогабаритные токоприемники с небольшим рабочим ходом (не более 0,85 м).

Рис. 8.5. Токоприемники типов П-7 (а) и Л-14 (б):

1 – полоз; 2 – каретка;. 3 – труба верхней рамы; 4 – диагональная тяга; 5 – рычаг нижней рамы; 6 – основание; 7 – изолятор.

Рис. 8.5. Токоприемники типов П-3 (а) и 10РР (б):

1-опорные изоляторы; 2-вал нижней рамы (главный вал); 3-опускающая пружина; 4-пневматический цилиндр; 5-рычаг-толкатель; 6-труба верхней рамы; 7-рычаг; 8-труба нижней рамы; 9-основание; 10синхронизирующая тяга; 11-подъемная пружина

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома – страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 9212 – | 7420 – или читать все.

Токосъёмники

Кольцевой токоприемник ТКБ

Кольцевой токоприемник ТКБ предназначен для подвода постоянного тока напряжением до 440 В и переменного тока напряжением до 660В частотой 50 и 60 Гц от неподвижного источника к подвижным частям поворачивающихся или вращающихся механизмов. Вид климатического исполнения У2, УХЛ2 по ГОСТ 15150-69. Степень защиты IP00. Группа условий эксплуатации по механическим факторам — М3

Структура условного обозначения токосъемника ТКБ:

ТКБ-х УХЛ2

  • ТКБ — токоприемник кольцевой
  • Х — число цепей (колец): 4, 8, 12
  • УХЛ — климатическое исполнение
  • 2 — категория размещения по ГОСТ 15150.69

Основные технические данные и характеристики

Тип токоприемникаДиаметр установочной колонны, ммЧисло колец (цепей)Допустимая токовая нагрузка на каждое кольцо, А
ПВ 100%ПВ 40%
ТКБ-41204400450
ТКБ-88
ТКБ-1212

Конструкция и принцип действия

Токоприемник состоит из корпуса и сердечника. Сердечник представляет собой набор изолированных друг от друга токоведущих колец с токовыводящими шпильками и двух оснований со шпоночными пазами. Изоляция токоведущих колец друг от друга и от оснований осуществляется изоляционными втулками, которые надеваются на крепежные шпильки.
Корпус представляет собой два основания скрепленных восемью стойками, на которых крепятся щеткодержатели. С каждого кольца съем электрического тока производится посредством двух щеткодержателей, которые расположены диаметрально противоположно друг другу.
При вращении корпуса вокруг неподвижного сердечника осуществляется непрерывный электрический контакт щеток щеткодержателя с неподвижными контактными кольцами. При этом сердечник неподвижно закреплен на валу кабельного барабана, а корпус крепится к вращающемуся кабельному барабану.

Предприятие-изготовитель гарантирует соответствие токоприемника требованиям комплекта конструкторской документации ТКБ.00.00.00 при соблюдении потребителем условий транспортирования, хранения и эксплуатации, установленных техническими условиями. Гарантийный срок устанавливается 12 месяцев с момента получения потребителем.

Токоприемник крановый троллейный ТК и ТКН

Токоприемник ТК, ТКН предназначен для подвода электроэнергии к крановым механизмам. Установка аппаратов: — типа ТКН — наружная, на открытом воздухе, при температуре от минус 40 до плюс 70 С и относительной влажности 80% при температуре плюс 20С; — типа ТК — внутренняя, в помещениях, при температуре от минус 40 до плюс 70 С и относительной влажности 80% при температуре плюс 20С; — высота над уровнем моря — до 1000 м.Токоприемники не предназначены для работы в среде, содержащей едкие газы и пары, разрушающие металлы и изоляцию, а также во взрывоопасной среде.

Читайте также:  Виды преобразователей ржавчины – какой преобразователь лучше?

Структура условного обозначения токосъемника ТК:

ТКХ-ХХ-ХХУХ

  • ТК — токоприемник крановый
  • Х — изолятор наружной установки (Н)
  • ХХ — условное обозначение типа (9А, 3В)
  • Х — исполнение по токовой нагрузке (1, 2, 3)
  • Х — исполнение для эксплуатации в металлургических цехах (М)
  • УХ — вид климатического исполнения У1, У2
Тип токоприемникаКонструктивное исполнениеНоминальная токовая нагрузка, АКонтактное нажатие, НСечение кабеля, мм2
ТК-9А-1МУ2Токоприемники главные. Токоприем с жестких троллеев40070 — 802х95
ТК-9А-2МУ225095
ТК-9А-3МУ216070
ТКН-9А-1У14002х95
ТКН-9А-2У125095
ТКН-9А-3У116070
ТК-3В-1МУ21000140 — 1604х95
ТК-3В-2МУ26302х95
ТКН-3В-1У110004х95
ТКН-3В-2У16302х95
ТКН-11В-1МУ1Токоприемники крановые10030 — 3525
ТКН-11В-2МУ125050 — 6095

Токоприемники изготавливаются в однополюсном исполнении и рассчитаны для работы от сети постоянного тока напряжением до 500 В и переменного тока частотой 50 и 60 Гц напряжением до 600 В.

Токоприемники рассчитаны для работы с частотой циклов возвратно-поступательных премещений до 600 в час при ускорении до 1м/с2 и скоростью движения не более 2,5 м/с.

Рабочее положение аппаратов — горизонтальное. Допускается отклонение от рабочего положения на 50.

Размеры аппаратов в рабочем положении с троллеями должны обеспечивать следующие расстояния по воздуху: — между неподвижными токоведущими деталями разных аппаратов, а также между ними и конструкциями, не изолированными от земли — не менее 30 мм; — между движущимися друг относительно друга и находящимися под разными потенциалами деталями — не менее 15 мм.

Конструкция токоприемников обеспечивает нормальную работу:- при горизонтальных колебаниях тележек в пределах +/-20 мм и крановых мостов +/-40 мм — при вертикальных колебаниях тележек в пределах +/-15 мм и крановых мостов +/-20 мм

Неточность положения троллеев относительно токосъемников в вертикальной и горизонтальной плоскостях +/-8 мм.

Устройство и работа изделия

Токоприемник состоит из токоснимающей детали (башмака), закрепленной на кронштейне и изолированной от металлической конструкции, к которой крепится токоприемник, фарфоровыми изоляторами и изолирующими трубками.

Башмак соединяется гибкими соединениями с кронштейном, к которому при монтаже присоединяется токоподводящий кабель.

Контактное нажатие башмака на жесткие троллеи осуществляется за счет веса башмака.

Подготовка к работе

Перед монтажом аппаратов необходимо: — произвести расконсервацию; — присоединить гибкое соединение; — просушить аппараты в теплом, сухом помещении в течении 2 — 3 дней; — проверить плотность прилегания паранитовых шайб к деталям щупом 0,1 мм; допускается зазор между шайбами и торцами изолятора на глубине не более 6 мм.

При монтаже аппаратов необходимо: — выдержать электрические расстояния по воздуху между токоведущими деталями, а также между ними и конструкциями, не изолированными от земли, не менее 30 мм; — обеспечить совпадение оси троллеев с направлением движения токосъемника.

Толщина металлических конструкций в местах крепления аппаратов должна быть не менее 8 мм.

После монтажа аппаратов необходимо: — фарфоровые изоляторы протереть чистой ветошью; — проверить стояние крепежа и гибких соединений; — поврежденные при монтаже окрашенные поверхности подкрасить; — проверить прочность изоляции на пробой каждого аппарата напряжением 1500 В переменного тока частотой 50 или 60 Гц в течении 1 мин.

При параллельной работе двух токоприемников снимаемый общий ток равен сумме токов двух токоприемников, умноженной на коэффициент 0,8, учитывающий неодинаковую нагрузку.

При эксплуатации аппаратов в окружающей среде, температура которой превышает 400С, нагрузка аппаратов пересчитывается при помощи поправочных коэффициентов согласно таблице

Температура окружающей среды, 0 С40455055606570
Коэффициент1,00,980,860,790,720,650,58

При эксплуатации аппаратов необходимо вести журнал наблюдений, в котором должны фиксироваться дата ввода в эксплуатацию, технические осмотры и регламентные работы.

В процессе эксплуатации периодически необходимо: — проверять состояние крепежных деталей; — очищать поверхность фарфоровых изоляторов от пыли и загрязнений; — проверять плотность прилегания паранитовых шайб к деталям по всей плоскости соприкосновения; — проверять степень износа башмаков и других подвижных деталей токоприемников; — проверять состояние контактных соединений; — проверять положение троллеев и величину контактного нажатия.

Ежемесячно проверять состояние гибких соединений. При обнаружении обломанных проволочек (более 10% от общего сечения) гибкие соединения заменить.

Сопротивление изоляции аппаратов, находящихся в эксплуатации при нормальных климатических условиях, в том числе на открытом воздухе, должно быть не менее 0,5 Мом.

Один раз в год (в сырое время) проверять прочность изоляции аппаратов напряжением 1000 В переменного тока частотой 50 или 60 Гц в течение 1 мин.

К обслуживанию аппаратов должны допускаться лица, изучившие устройство, работу и порядок эксплуатации аппаратов и имеющие удостоверения о праве работать на электроустановках.

При обслуживании аппаратов необходимо руководствоваться «Правилами устройства электроустановок», «Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей», «Правилами техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей».

Аппараты должны иметь ограждения, препятствующие возможности случайного к ним присоединения с моста крана, лестницы, посадочных и других площадок, где могут находиться люди.

Степень защиты IP00 по ГОСТ 14254-96.

Правила хранения и транспортирования

Аппараты должны храниться в отапливаемых и вентилируемых складах при температуре окружающего воздуха до 400С и относительной влажности до 70%. Атмосфера склада не должна содержать паров кислот и щелочей.

Транспортирование аппаратов может производиться любым видом транспорта с соблюдением правил, действующих на конкретном виде транспорта.

Токоприемник К-3100 аналог токосъемника ТКК

Кольцевой токоприемник серии К-3100 и ТКК предназначены для подвода постоянного тока напряжением до 440 В и переменного тока напряжением до 660В частотой 50 и 60 Гц от неподвижного источника к подвижным частям поворачивающихся или вращающихся механизмов грузоподъемных кранов. Вид климатического исполнения У2, УХЛ2 по ГОСТ 15150-69.

Кольцевой токосъемник ТКК полностью заменяют прежнею серию К-3000А. Новые токоприемники ТКК разработаны с учетом опыта эксплуатации прежней серии токоприемников К-3000А. В новой серии доработаны все узлы которые раньше часто выходили из строя.

Все эти мероприятия позволили повысить ресурс работы токоприемников до 5 млн. оборотов, в отличии от серии К-3000А у которых он не превышает 600 тыс. оборотов, повышена наработка на один отказ.

Структура условного обозначения токосъемника К:

К-3ХХХА-ХХХ2

  • К — токоприемник кольцевой
  • 3 — применяется на кранах
  • Х — исполнение токоприемника по максимальному диаметру установочной колонны: 1 — (60-100мм); 2 — (100-200мм)
  • ХХ — число цепей (колец): 3, 6, 9, 12, 14, 15, 16
  • А — модификация
  • ХХХ — вид климатического исполнения У, УХЛ
  • 2 — категория размещения по ГОСТ 15150.69

Токосъемники

Общая информация

В подавляющем большинстве станков и машин, применяемых в различных областях промышленности, существует необходимость обеспечивать подачу питающего напряжения и электрических сигналов с неподвижных узлов и частей на вращающиеся части станка (машины).

Казалось бы, чего проще — подать питание: надо просто уложить обычные провода в гибкий кабель-канал и дело сделано. Однако не все так просто — описанный подход годится только в том случае, если угол поворота вращающегося узла меньше 360 градусов, ему не надо совершать несколько оборотов или же вращаться постоянно.

В этом случае необходимо использовать специальное оборудование — токосъемники, которые как раз и применяются для подачи питающего напряжения с неподвижной части машины, станка или иной установки на ее вращающийся узел. Токосъемники также могут быть использованы для передачи на вращающийся узел станка (машины) сигнала от контроллера или датчика.

Области применения

Токосъемники применяются во многих отраслях промышленности и народного хозяйства, а также в различных сферах жизнедеятельности человека, как то:

  • предприятия металлообрабатывающей промышленности — в поворотных столах станков,
  • упаковочная отрасль — в горизональных и вертикальных упаковочных автоматах,
  • бумажная промышленность — в бумагоделательных машинах и машинах по резке бумаги,
  • текстильная промышленнсоть — в системе намотки нитей ткацких станков и другом оборудовании,
  • робототехника — в поворотных узлах различного назначения и поворотных осях,
  • службы безопасности — в поворотных узлах привода камер видеонаблюдения,
  • пищевое оборудование — в линиях розлива (приводы барабанов).

Кроме того, токосъемники могут применяться в практически любых поворотных столах, крановом оборудовании (приводы поворота башен кранов) и ростовых установках для полупроводников (по методу Чехральского).

Современные модели токосъемников имеют до 20 силовых и сигнальных токосъемных колец, которые располагаются на диэлектрических кольцах. Электричество (сигнал) от неподвижных контактов, клемм, подается на щетки, которые, в свою очередь, скользят по вращающимся токосъемным кольцам. Передача тока происходит посредством проводов, пропущенных через наборные кольца вдоль вала.

Токосъемники фирмы Kuebler

В настоящее время компания Kuebler серийно выпускает токосъемники двух основных серий: IST-SR060 и IST-SR085. Оба типа представляют собой токосъемники с закрытым корпусом.

Токосъемники с закрытым корпусом имеют целый ряд преимуществ перед другими типами токосъемников. Так, например, токосъемник с открытым корпусом хоть и имеет очень низкую цену и легко обслуживается, является небезопасным из-за открытых контактов, имеет недостаточно эффективную изоляцию колец и может использоваться только для передачи питающего напряжения. С другой стороны, оптоволоконный токосъемник, имея большой срок службы и не требуя дорогостоящего технического обслуживания, может использоваться лишь для передачи сигналов и отичается достаточно высокой стоимостью.

Что же касается ртутного токосъемника, то он, конечно, позволяет использовать его для больших токов и имеет низкое сопротивление. Но, с другой стороны, он также отличается высокой стоимостью и, вдобавок, экологически опасен (используется ртуть — чрезвычайно ядовитое вещество, выделяющее очень ядовитые пары), что исключает его применение в пищевой промышленности и медицине.

В отличие от вышеперечисленных типов, токосъемники с закрытым корпусом имеют диэлектрический корпус, обеспечивающий защиту от короткого замыкания и придающий им высокую степень электробезопасности. Они отличаются улучшенной изоляцией и легкостью монтажа. Кроме того, токосъемники фирмы Kuebler, благодаря своему закрытому типу исполнения, соответствуют высокому стандарту защиты — до IP64.

Например, токосъемники серии IST-SR060 могут иметь до трех силовых и до двух сигнальных контактов и работают при вращении вала со скоростью до 500 об/мин. Максимальный радиус вала, с которым могут применяться токосъемники данной серии, может достигать 25 мм: стандартные размеры — 18, 20, 24 и 25 мм, другие же размеры могут быть обеспечены по запросу.

У серии IST-SR085 скорость вращения вала несколько больше — до 800 об/мин, также как и возможный радиус вала, на котором возможно его использования: стандартные радиусы внутренних валов — 20, 25 и 30 мм, а исполнение под другие диаметры выполняется под заказ. IST-SR085 — это наборный токосъемник, который может иметь до 20 групп контактов.

Читайте также:  Выбор натяжного потолка по производителю и материалам

О компании Kubler

Токосъемники, выпускаемые компанией Kubler, превосходят аналогичную продукцию своих конкурентов по следующим показателям:

  • гарантированному сроку службы (50 млн оборотов вала — в четыре раза больше, чем у конкурентов);
  • расчетному сроку жизни (500 млн оборотов вала — также в четыре раза больше, чем у других образцов);
  • возможности изготовления токосъемников под большие диаметры (30 мм — стандарт, дальше — по запросу), а также под напряжение 400 (380) В и большие токи (до 40 А);
  • способности работать с очень высокой частотой вала (до 800 об/мин).

Применение токосъемников в промышленностиТокосъемники Kubler – применение в промышленности (PDF, English)

Компания «Сервотехника» предлагает своим партнерам возможность поставки токосъемников марки Kubler в течение 6-8 недель.

Технические характеристики

Технические характеристики токосъемников компании Kuebler

Что такое токосъёмник (токоприемник) – виды токосъёмников

Насколько я знаю, существуют такие типы токосъемников для верхнего контактного провода: – штанга (у троллейбуса две, у трамвая одна); – дуга (она же бугель, кстати, у Ильфа и Петрова – бигель); – пантограф; – облегченный пантограф; – полупантограф (коленом вперед или назад).

Интересно, есть ли еще какие-то типы токосъемников, если не в железе, то хотя бы в проектах.

И к какому типу можно отнести токосъемник одного из последних вагонов ЛВС-97 (заводской номер 1519, парковый 7109, выглядит как ЛВС-97 с мордой от ЛМ-99)? Это наклонная рама, которая в рабочем положении поднимается под углом, меньшим, чем у дуги, но большим, чем у штанги, при этом не доставая до провода. На ней закреплен направленный вперед кронштейн, а уже на нем – токосъемник как на обыкновенном пантографе, причем в двух экземплярах.

> И к какому типу можно отнести токосъемник одного из последних вагонов ЛВС-97 (заводской номер 1519, парковый 7109, выглядит как ЛВС-97 с мордой от ЛМ-99)? Это наклонная рама, которая в рабочем положении поднимается под углом, меньшим, чем у дуги, но большим, чем у штанги, при этом не доставая до провода. На ней закреплен направленный вперед кронштейн, а уже на нем – токосъемник как на обыкновенном пантографе, причем в двух экземплярах.

Это тоже пантограф, но модернизированный – он мягче, меньше воздействует на контактную сеть и при этом обеспечивает лучший токосъём. Подобные штуки стоят на ЭР200 и ЧС200

> Насколько я знаю, существуют такие типы токосъемников для верхнего контактного провода: – штанга (у троллейбуса две, у трамвая одна); – дуга (она же бугель, кстати, у Ильфа и Петрова – бигель); – пантограф; – облегченный пантограф; – полупантограф (коленом вперед или назад).
>
> Интересно, есть ли еще какие-то типы токосъемников, если не в железе, то хотя бы в проектах.

Могу сказать только про старые.

Штанги были 2 типов – роликовые и башмачные (роликовые с вращающимися деталями, более надёжные, т.е. реже соскакивали, но более дорогие, требуют частой замены, поэтому от них отказались). Был ещё свободный провод – нечто похожее на бугель, только мягкое – это чудо сдохло ещё в прошлом веке. Бугель был 2 типов: рамка (с двойным основанием) и “штанга” с “овалом” на конце, так что на тупиках его можно было разворачивать на другую сторону. Последняя конструкция, хоть на превый взгляд и универсальная,
была довольно топорной, и от ней также
отказались – на вагоны стали ставить просто по 2 бугеля, если тот работал в 2 стороннем режиме, и поднимали их по очереди.

> > И к какому типу можно отнести токосъемник одного из последних вагонов ЛВС-97 (заводской номер 1519, парковый 7109, выглядит как ЛВС-97 с мордой от ЛМ-99)? Это наклонная рама, которая в рабочем положении поднимается под углом, меньшим, чем у дуги, но большим, чем у штанги, при этом не доставая до провода. На ней закреплен направленный вперед кронштейн, а уже на нем – токосъемник как на обыкновенном пантографе, причем в двух экземплярах.
>
> Это тоже пантограф, но модернизированный – он мягче, меньше воздействует на контактную сеть и при этом обеспечивает лучший токосъём. Подобные штуки стоят на ЭР200 и ЧС200

Первоначально пантограф – это чертежный прибор, основанный на шарнирном параллелограмме, а уже потом по аналогии с ним пантографом назвали похожий с виду токоприемник. Покажите в описанной мной конструкции шарнирный параллелограмм. От пантографных токоприемников там взята разве что собственно токо
съемная часть.

Кстати, энциклопедии трактуют термин “пантограф”, как “устаревшее название токоприемника”.

а еще тележка Троллея существовала до штанг

> > Насколько я знаю, существуют такие типы токосъемников для верхнего контактного провода: – штанга (у троллейбуса две, у трамвая одна); – дуга (она же бугель, кстати, у Ильфа и Петрова – бигель); – пантограф; – облегченный пантограф; – полупантограф (коленом вперед или назад).
> >
> > Интересно, есть ли еще какие-то типы токосъемников, если не в железе, то хотя бы в проектах.
>
> Могу сказать только про старые.
>
> Штанги были 2 типов – роликовые и башмачные (роликовые с вращающимися деталями, более надёжные, т.е. реже соскакивали, но более дорогие, требуют частой замены, поэтому от них отказались). Был ещё свободный провод – нечто похожее на бугель, только мягкое – это чудо сдохло ещё в прошлом веке. Бугель был 2 типов: рамка (с двойным основанием) и “штанга” с “овалом” на конце, так что на тупиках
его можно было разворачивать на другую сторону. Последняя конструкция, хоть на превый взгляд и универсальная, была довольно топорной, и от ней также

> отказались – на вагоны стали ставить просто по 2 бугеля, если тот работал в 2 стороннем режиме, и поднимали их по очереди.

> > Это тоже пантограф, но модернизированный – он мягче, меньше воздействует на контактную сеть и при этом обеспечивает лучший токосъём. Подобные штуки стоят на ЭР200 и ЧС200
>
> Первоначально пантограф – это чертежный прибор, основанный на шарнирном параллелограмме, а уже потом по аналогии с ним пантографом назвали похожий с виду токоприемник. Покажите в описанной мной конструкции шарнирный параллелограмм.

С момента обозначения токосъемника соответствующей конструкции пантографом прошло времени уже достаточно, чтобы смысл слова в рельсовом транспорте разошелся со смыслом слова в черчении. Пантографом именуется любой токоприемник с коленообразным соединением. В данном случае оно присутствует – прикрепление горизонтальной балки с бугелями к стойке.

> Кстати, энциклопедии трактуют термин “пантограф”, как “устаревшее название токоприемника”.

Очередной писательский бред.

> > > Это тоже пантограф, но модернизированный – он мягче, меньше воздействует на контактную сеть и при этом обеспечивает лучший токосъём. Подобные штуки стоят на ЭР200 и ЧС200
> >
> > Первоначально пантограф – это чертежный прибор, основанный на шарнирном параллелограмме, а уже потом по аналогии с ним пантографом назвали похожий с виду токоприемник. Покажите в описанной мной конструкции шарнирный параллелограмм.
>
> С момента обозначения токосъемника соответствующей конструкции пантографом прошло времени уже достаточно, чтобы смысл слова в рельсовом транспорте разошелся со смыслом слова в черчении. Пантографом именуется любой токоприемник с коленообразным соединением. В данном случае оно присутствует – прикрепление горизонтальной балки с бугелями к стойке.

Тогда штанга – это тоже пантограф, только ма-а-аленький 😉 И потом, что означает “коленообразное соединение”? Ш
арнирность? А кто сказал, что это сочленение шарнирное? Оно может быть и жестким.

> > Кстати, энциклопедии трактуют термин “пантограф”, как “устаревшее название токоприемника”.
>
> Очередной писательский бред.

Вы, значит, не доверяете Большому Энциклопедическому Словарю и его редколлегии во главе с нобелевским лауреатом по физике? До чего страну довели, никаких авторитетов не осталось.

> Тогда штанга – это тоже пантограф, только ма-а-аленький 😉

Там нет колена, башмак симметричен относительно крепления к штанге.

> И потом, что означает “коленообразное соединение”? Шарнирность?

Угу. Но обязательно с изломом относительно продольной оси вагона – стойка шла назад, после шарнира вперед и/или наоборот.

> А кто сказал, что это сочленение шарнирное? Оно может быть и жестким.

Жестким – не может быть, т.к. это фиксирует высоту всего токоприемника.

> > > Кстати, энциклопедии трактуют термин “пантограф”, как “устаревшее название токоприемника”.
> >
> > Очередной писательский бред.
>
> Вы, значит, не доверяете Большому Энциклопедическому Словарю и его редколлегии во главе с нобелевским лауреатом по физике? До чего страну довели, никаких авторитетов не осталось.

Ну так означенный нобел
евский лауреат вряд ли лично проверял все написанное, а даже если и так, он явно не разбирается в тонкостях электроподвижного состава.

Токоприемники ТК-9А и ТКН-9А – токосъемники

Токоприемники серии ТК-9А и ТКН-9А используются для подвода электричества к крановым механизмам.

Установка токоприемников ТК-9А и ТКН-9А:

  • типа ТК-9А – внутренняя установка, в помещениях, с температурой от плюс 70°С до минус 40°С и влажности окружающего воздуха 80% при температуре плюс 20°С;
  • типа ТКН-9А – наружная установка, на открытом воздухе, с температурой от плюс 70°С до минус 40°С и влажности окружающего воздуха 80% при температуре плюс 20°С;
  • высота над уровнем моря – не более 1000 м.

Токоприемники ТК-9А и ТКН-9А запрещается использовать для эксплуатации в среде, содержащей пары и едкие газы, разрушающие металлы или изоляцию, а так же во взрывоопасной среде.

Технические характеристики токоприемников ТКН-9А и ТК-9А

Основные параметры и типы токоприемников ТКН-9А и ТК-9А соответствуют данным, которые указаны в таблице ниже:

Тип токоприемникаНоминальная токовая нагрузка, АКонструктивное исполнениеСечение кабеля, мм 2Контактное нажатие, Н
ТКН-9А-1 У1400Токоприемники главные. Токоприем с жестких троллеев.2х9570-80
ТКН-9А-2 У125095
ТКН-9А-3 У116070
ТК-9А-1М У24002х95
ТК-9А-2М У225095
ТК-9А-3М У216070

Токоприемники серии ТК-9А и ТКН-9А производятся для экплуатации с частотой циклов возвратно-поступательных перемещений не больше 600 в час с допустимым ускорением до 1 м/с 2 , а также скоростью передвижения не больше 2,5 м/с. Токоприемники ТКН-9А и ТК-9А производят в однополюсном исполнении и сделаны они для эксплуатации от сети постоянного тока с напряжением не более 500В и переменного тока частотой 60Гц и 50Гц с напряжением не более 600В. Рабочее положение токоприемников – горизонтальное. Допускается отклонение от его рабочего положения на 5 градусов. В рабочем положении с троллеями, их размеры должны обязательно обеспечивать расстояния по воздуху приведенные ниже:

  • между неподвижными токоведущими деталями разных токоприемников, а так же между ними и конструкциями, которые не изолированы от земли – не меньше 30мм;
  • между движущимися относительно друг друга и находящимися под разными потенциалами деталями – не меньше 15мм.

Конструкция токоприемников ТКН-9А и ТК-9А обеспечивает нормальную работу:

  • при вертикальных колебаниях тележек в допустимых пределах ±15мм и крановых мостов ±20мм.;
  • при горизонтальных колебаниях тележек в допустимых пределах ±20мм и крановых мостов ±40мм.
Читайте также:  Как выбрать печной кирпич - виды печного кирпича

Допустимая неточность положения троллеев относительно данных токоприемников в горизонтальной и вертикальной плоскостях ±8 мм.

Техническое обслуживание токосъемников ТК-9А или ТКН-9А

Во время эксплуатации токоприемников ТК-9А или ТКН-9А нужно вести журнал наблюдений. В этом журнале нужно фиксировать дату ввода в эксплуатацию, а также технические осмотры и любые регламентные работы.

При эксплуатации данных токосъемников, время от времени необходимо:

  1. проверять состояние всех крепежных деталей;
  2. проверять паранитовые шайбы на плотность прилегания к деталям по всей плоскости их соприкосновения;
  3. очищать от пыли и загрязнений поверхность фарфоровых изоляторов;
  4. проверять степень износа любых подвижных деталей и башмаков токоприемников;
  5. проверять величину контактного нажатия и положение троллеев;
  6. проверять состояние контактных соединений.

Ежемесячно необходимо следить за состоянием гибких соединений токосъемников. В случае обнаружения обломанных проволочек (т.е. более 10% от всего сечения) гибкие соединения обязательно заменить. Сопротивление изоляции токоприемников ТК-9А и ТКН-9А, которые находятся в эксплуатации при приемлимых климатических условиях, в том числе на открытом воздухе, должно быть не меньше 0,5 Мом. Один раз в год (желательно в сырое время) нужно осматривать изоляцию аппаратов напряжением 1000 В переменного тока частотой 50 или 60 Гц на прочность на протяжении 1 минуты.

Меры безопасности, правила хранения и транспортировки ТК-9А и ТКН-9А

К обслуживанию разрешено допускать лиц, изучивших устройство, работу и порядок эксплуатации токоприемников ТКН-9А и ТК-9А и имеющих специальное удостоверения о праве работать на различных электроустановках. Во время обслуживания этих токоприемников необходимо руководствоваться “Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей”, “Правилами устройства электроустановок”, “Правилами техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей”. Токоприемники обязательно должны быть с ограждениями, которые препятствуют случайному к ним присоединения с моста крана, лестницы, посадочных и других площадок, где могут быть люди. Степень защиты IP00 по ГОСТ 14254-96.

Токоприемники ТКН-9А и ТК-9А допускается хранить в вентилируемых и отапливаемых складах с температурой окружающего воздуха не более 40°С и относительной влажности окружающего воздуха до 70%. Атмосфера помещения не должна содержать каких либо паров кислот или щелочей. Транспортировку токоприемников можно производить любым транспортом соблюдая правила, действующие на конкретном виде транспорта.

Токоприемники ТК-9А и ТКН-9А обычно мы держим в наличии на складе в г. Санкт-Петербурге, тем не менее, лучше уточнить наличие данной продукции у менеджеров компании. Для того чтобы узнать цены и купить токосъемник ТКН-9А или ТК-9А вы можете позвонить по телефону: (812) 449-85-50 .

Токоприемник

Номер патента: 123192

Текст

. ,л, ОЕВ АНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ ОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ. Петр ОПРИЕМНИК в Комитет по лелам изобретений инистров СССР влено 27 ноября 1958 г: за ЛЪ 612746/2 открытий при Совете Лпубликовано в ;Боллетене изобретений. М 20 за 19 Г В известных токоприемниках для козловых и мостовых кранов с роликовыми токосъемниками смазка последних производится после отключения напряжения от троллешой линии и небезопасна для обслуживающего персонала; при токосъеме стальньми роликами с медных троллейных проводов имеет место искрение: в холодное время в канавках токосъемников происходит вымораживчние влаги, что приводит к Н 11 РУШЕПИЮ ЭЕКТРИтССКОГО КОНТЯКТЯ И СПЯДЯНН 0 ТРОССЕЕВ.В описываемом токоприемнике смазка осуществляется централизованно с управлением из будки крановщика, для чего маслопровод снабжается нагнетателем, на привод которого периодически воздействует упор, закрепленный па тележке электроталп, персмецающейся по грузовой балке крана. Такое выполпснис смазочного устройства облегчает эксплуатацию и удлиняет срок службы токоприемника.Для защиты токосъемников от обмерзапия могут быть применены козырьки, а для очистки контактных проводов от снега — резиновые щетки.На фиГ. 1 изобракена схема работ. См 1 зопОГО устроЙСТВЯ Оп- сывгемого токоприемника; па фиг, 2 – устройство смазочных каналов токосъемника; на фпг. 3 – роликовый стальной токосъсмппк, в собрп- ном виде; на фиг. 4 – схема устройства защитных козырьков.В конце грузовой балки укреплен с тремя отростками для токосъем икОВ кронштейн 1, СпряВя От крОнштспня показана прох 1 ежуточ 1 яя Опора С Т 1 ЗОЛЛЕЕдсржятЕЛяМП 2. В ВсрХНЕЙ еЯСТИ КрОНШТЕЙПЯ 1 уирЕПЛЕ 1 рЫЧажНО-ПЛунжЕрНЫй ШнрИц,З. П,унжсрпмй рЫЧаГ 4 Шнрнця ОттяГИВяется с помощьО пружин 1 7 в полоукенне, фпкспрусмос угольником 6, приВярспным к уГолку нижне 0 п 05 ся Г 1) ЗОВОЙ фермы. Для п 1)едотврящения проскакивания рычага горизонтальный конец угольника изогнут под прямым уГлом. На буферноЙ скоос наглухо закреплен В ОпрсдезОн123192ном положении рычаГ 7 с изоГнутым под пр 5 лыл уГлом верхним концол.В момент, когда управляемая из будки крановщика электроталь подходит к концу грузовой балки, находящийся на буферной скобе рычаг 7 толкает плунжерный рычаг 4, при этом происходит нагнетание смазки. Трех-четырех толчков электротали достаточно для нагнетания смазки на 12 – 24-часовую работу крана. Для непрерывной автоматической подачи смазки в нагнетающее устройство шприца и его резервуара вертикальный шток шприца наглухо закреплен в поршне, а верхняя выгнутая в виде ручки часть штока удалена (отрезана). В верхней части штока наглухо закреплена вилка, в которой свободно лежит рычаг 8 с шарнирно закрепленным концом. Другой конец рычага 8 снабжен грузом 9 (или пружиной) для обеспечения постоянного небольшого давления на шток (порядка 2 кг), достаточного для непрерывного поступления смазки в полость плунжерного нагнетателя. Такое устройство позволяет производить быстрое снятие штока для периодического пополнения смазки,Выходная трубка шприца соединена с маслопроводом 10; к нему приварены три ответвляющиеся трубки с ниппелями, на которые надеты резиновые рукава 11, вторые концы рукавов 11 надеты на ниппели 12 токосъемников (см. фиг. 2).Ниппели 12 сообщаются с внутренними отверстиями в осях И (см. фиг. 3). Смазка поступает из смазочной канавки на бронзовую втулку 14 токосъемников.Электрический контакт между медными троллеями и стальными роликами обеспечен тем, что канавки роликов омеднены в процессе изготовления роликов. В процессе эксплуатации слой медного покрытия будет сохраняться за счет наката, образуемого в результате качения роликов по троллеям.Для предотвращения непосредственного попадания осадков на канавки роликов предуслатривается установка над роликами защитных козырьков-щитков 15 (см. фиг. 4).Узкая щель между щитком и роликом предотвращает спадание троллеев.В районах с большими снегопадами рекомендуется укрепить на козырьках по обе их стороны толстые резиновые прокладки (на схеме не показаны), которые, слегка прикасаясь к троллеям, будут сметать с НИХ СНРГ.Предмет изо бр етени я1, Токоприемник для козловых и мостовых кранов с роликовыми токосъемниками, снабженными устройством для смазки, о т л и ч а ю)и и й с я тем, что, с целью увеличения срока службы токоприемника и упрощения его обслуживания, смазочное устройство выполнено в виде системы централизованной смазки, состоящей из маслопровода и нагнетателя, на привод которого периодически воздействует упор, закрепленный на тележке электротали, перемещающейся на грузовой балке крана,2, Токоприемник по п. 1, предназначенный для токосъема только с медных троллейных линий, о т л и ч а ю щ и й с я тем, что, с целью экономии цветного металла и одновременного получения надежного электрического контакта, роликовые токосъемники выполнены стальными, а поверхность их канавок омеднена.3, В токоприемнике по и. 1 применение козырьков дтя защиты токосъемникцв от атмосферных осадков и резиновых щеток для очистки контактного провода от снега.

Заявка

МПК / Метки

Код ссылки

Токопроводящая смазка токопередающего шарикоподшипника измерительного токосъемника

Номер патента: 1304113

. технический вазелин, трансформаторное масло, кремнийорганическая жидкость, компрессорное масло, нигро,1, коллоилный графит, естественный граф)говый препарат и алюминие. вая пудра, а также специальная электрокоцтактная смазка Э,ектра – . Оптимальной оказалась предлагаемая композиция.Механизм генерации электрических зарялов во вращаОщемся пари кополшиц цике связан с возникновением неравновесного двойного слоя электрических зарялов в зоне катящегося шарикового контакта. Плотность зарядов двойного слоя зависит от состава смазочного материала, скорости врацения и лругих параметров. Электрические явления в зоне контакта являются результатом Взаимолействия контактирующих молекул. Происхолящие в зоне контакта явления связацы с химическими.

Ролик зоны вторичного охлаждения

Номер патента: 1652027

. 0,05 – 0,07 диаметра ролика. П ри этом бол ьшее основание трапеции в сечении бандажа направлено к оси ролика, а расстояние между канавками составляет 0,20,3 наружного диаметра ролика, что обеспечит его надежность в работе, 2 ил. онныи материал, заползащищает от излучения бандажа, что исключает их термических напряжеПеред напрессовкой теплоиэоляционным материалом на бочку ролика в местах проточки канавок накладывается хомут 5, который оборудован стяжкой в виде болтового соединения 6, патрубком для отвода воздуха 7, Перед установкой хомута в пазы закладывается керамическая заслонка 8, которая после закладки в полость 9 паза разворачивается на 90 и фиксируется от смещения при набивке с помощью вилки 9, расположенной на торце патрубка.

Устройство для замены роликов желобчатых роликоопор ленточного конвейера

Номер патента: 1669822

. не применяется,При замене роликов траверса заводится под ленту конвейера в непосредственной близости к роликоопоре с заменяемыми роликами и в слегка наклоненном положении надвигается на роликоопору до тех пор пока опорные элементы 10 и 11 не займут положения между роликами и лентой (фиг.8 поэ.). При замене боковых роликов без использования механизма подъема 7-9 благо. даря приданной траверсе 1 конфигурации (желобчатости) опорные элементы 10 займут положение между средним роликом роликоопоры и лентой конвейера, при замене боковых роликов с использованием механизма подъема или вручную опорные элементы 10 и 11 войдут в контакт соответственно со средним роликом и боковыми роликами, а при замене среднего ролика – опорные элементы 11 займут.

Грузовая тележка крана

Номер патента: 624870

. этого на траверсе 3 установлен привод, включащий в себя двигатель 12, муфту 13, винт 14, опоры 15 винта, ползун 16, рычаги 17, одним концом связанные с одной парой поворотных вертикальных стоек 4, а другим – с ползуном 16, Другая пара стоек 4, установленных на противоположных углах траверсы 3, связана с указанной парой стоек посредством тяг . 18, шарнирно соединенных с рычагами 19. Грузовая тележка перемещается по пролетному строению 20 крана.Грузовая тележка работает следующим образом. В исходном положении прижим3 624870ной элемент 8 опирается упорами 11 натраверсу 3, а лапы 5 повернуты вдоль зования специальных механизмов, весомсамого поднимаемого груза. 1 рузовая тележка крана, преимущественно мостового типа, содержащая.

Токоподводящий ролик

Номер патента: 676646

. 5 обусловленной защитным действием хромового покрытия. Однако при использовании такого ролика в электрохимических установках с агрессивными электролитами, содержащими галогено-водородные кислоты,676646 Формула изобретения Составитель А. Коробков Редактор Д. Павлова Техред А. Галахова Корректор А. Галаховааказ 1779/14 Изд. М 455 Тираж 726 ПодписноеНПО Поиск Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж, Раушская иаб., д. 4/5 ир. Сапунова,ипографи хромовое покрытие покрывается малоэлектропроводными солями и окисными пленками, что приводит к ухудшению контакта ролик-изделие и в конечном счете к ухудшению качества электрохимически обработанной поверхности изделия за счет искрения в контактной паре.Целью.

Ссылка на основную публикацию