Светодиодное освещение в школах – преимущества использования

Роспотребнадзор разрешил освещать школьные классы светодиодными светильниками

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ

ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

от 1 октября 2012 г. N 01/11157-12-32

САНИТАРНОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИХ

ИСТОЧНИКОВ СВЕТА

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека сообщает, что в соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ “Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” с 1 января 2011 года к обороту на территории Российской Федерации не допускаются электрические лампы накаливания мощностью сто ватт и более, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения. С 1 января 2011 года не допускается размещение заказов на поставки электрических ламп накаливания для государственных или муниципальных нужд, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения.

Для организации общего и местного искусственного освещения в общественных помещениях рекомендуется использовать в качестве источников света люминесцентные и светодиодные лампы.

На российском рынке представлены модели компактных люминесцентных ламп (далее – КЛЛ) более чем 40 производителей, которые различаются по мощности, световым характеристикам, формам, срокам службы, размеру, цене. Объем потребления энергосберегающих ламп в Российской Федерации постоянно возрастает. Импорт компактных люминесцентных ламп достиг в 2011 году 107 млн. штук.

В связи с развитием современных энергоэффективных источников света, в том числе светодиодов и осветительных приборов на их основе, необходимо обеспечить гигиенические нормы освещения в учреждениях общего и начального профессионального образования и в детских оздоровительных организациях.

Наиболее острым вопросом в использовании КЛЛ по-прежнему является проблема их утилизации и безопасности использования. Каждая такая лампа может содержать до 3 – 5 мг ртути, находящейся в агрегатном состоянии в виде паров. Опасность представляет неаккуратное обращение с отработанными лампами. Разрушенная или поврежденная колба лампы высвобождает пары ртути, которые могут вызвать тяжелое отравление.

В настоящее время на территории Российской Федерации производятся лампы с применением технологии Amalgam. В составе такой лампы ртуть находится не в чистом виде (жидком и/или парообразном состоянии), а в виде амальгамы – химического раствора ртути в другом металле, т.е. в твердом агрегатном состоянии. При нагревании амальгамы до 60 °C и выше пары ртути высвобождаются и участвуют в процессе свечения лампы. Такое технологическое решение исключает попадание паров ртути в помещение с комнатной температурой при нарушении целостности стеклянной колбы.

Кроме того, в продаже доступны КЛЛ выполненные в силиконовом контуре поверх лампы. Силиконовая прокладка предохраняет трубку и колбу, являясь смягчителем удара при падении, ограничивает распространение ртути.

Для минимизации загрязнения закрытых помещений при повреждении КЛЛ, рекомендуется использовать лампы, изготовленные по указанным технологиям.

Кроме компактных люминесцентных ламп на рынке осветительного оборудования Российской Федерации с 2010 года предлагаются светодиодные источники освещения, которые имеют ряд преимуществ. Светодиодные лампы экономичны и имеют энергопотребление на 80% меньше, чем у ламп накаливания, обладают высокой ударной и вибрационной устойчивостью. В светодиодных лампах отсутствует газонаполнение, они почти не нагреваются, срок их службы может доходить до 100 000 часов. Такие лампы не содержат ртути, что делает их безопасными в плане загрязнения окружающей среды.

С целью определения возможности применения светодиодного освещения и светодиодных светильников НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Учреждения РАМН ФГБУ “Научный центр здоровья детей” РАМН при участии сотрудников ГП “Научно-технологический центр уникального приборостроения РАН” и Научно-исследовательского института строительной физики Российской Академии Архитектуры и строительных наук были проведены исследования психофизиологического воздействия светодиодного освещения и светодиодных светильников на организм человека.

Проведенные исследования показали возможность применения светодиодного освещения и светодиодных светильников в жилых и общественных зданиях.

В связи с этим, органы управления образованием по субъектам Российской Федерации, юридические лица и индивидуальные предприниматели, образовательные и детские оздоровительные организации, проектные организации должны быть уведомлены о возможности обеспечения гигиенических норм освещенности, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях”, СанПиН 2.4.3.1186-03 “Санитарно-эпидемиологические требования к организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования” и СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 “Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий”, в учреждениях общего и начального профессионального образования, а также в детских оздоровительных учреждениях, путем применения светодиодных источников света и осветительных приборов на их основе, при соблюдении ряда условий.

При использовании в системах общего освещения в помещениях общественных зданий и в учебном процессе светильники со светодиодами должны соответствовать ряду качественных и количественных показателей освещения.

Осветительная арматура должна иметь в своем составе эффективные рассеиватели, снижающие габаритную яркость до вышеуказанных значений. Указанный параметр измеряется яркомером.

Школьные светодиодные светильники от производителя с гарантией до 6 лет.

1. Условный защитный угол светильников должен быть не менее 90°. Указанный параметр предъявляет требования к конструктивным особенностям осветительной арматуры для ограничения слепящего действия светодиодных ламп и измеряется транспортиром и угольником.

2. Габаритная яркость светильников не должна превышать 5000 кд/м2. В связи с тем, что габаритная яркость открытых светодиодов чрезвычайно высока, использовать светильник с открытыми светодиодами для общего освещения помещений нельзя. Осветительная арматура должна иметь в своем составе эффективные рассеиватели, снижающие габаритную яркость до вышеуказанных значений. Указанный параметр измеряется яркомером.

3. Допустимая неравномерность яркости выходного отверстия светильников Lmax:Lmin должна составлять не более 5:1. Может быть оценена после измерений яркомером, как отношение максимально измеренной яркости к минимальной.

4. Цветовая коррелированная температура светодиодов белого света не должна превышать 4000 °K. Оценить цветовую температуру светодиодного источника можно по маркировке на цоколе или упаковке лампы.

Цветовая температура – это температура черного тела (излучателя Планка), при которой его излучение имеет ту же цветность, что и излучение рассматриваемого объекта. Она определяет цветовую тональность (теплую, нейтральную или холодную) освещаемого этими источниками пространства.

5. Не рекомендуется использовать в осветительных установках светодиоды мощностью более 0,3 Вт. Мощность смонтированных светодиодов указывается в маркировке лампы, расположенной на цоколе или на упаковке.

В паспортных данных на светильники со светодиодами, предназначенные для установок общего и местного освещения в учреждениях общего и начального профессионального образования, должна быть указана информация о величине габаритной яркости, неравномерности яркости по выходному отверстию светильника и величине цветовой коррелированной температуры.

При проведении надзорных мероприятий следует обращать внимание юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на необходимость своевременности, полноты и достоверности осуществления производственного контроля за выполнением требований, предъявляемых к общему, местному и комбинированному освещению в зданиях и помещениях.

Светодиодное освещение в школах

Эффективность любого рабочего процесса, в том числе и учебного, обусловлена рядом факторов, отвечающих за создание комфортных и благоприятных условий. Не последнюю роль среди них играет и организация освещения. По последним данным, светодиодное освещение в школах и других образовательных учреждениях не просто разрешено, а даже рекомендовано к использованию. Только в 2012 году было принято десять новых ГОСТов, регламентирующих эксплуатацию светодиодов в учебных заведениях, а в разработке находится еще несколько государственных проектов.

В чем заключается преимущество применения светодиодов в школах?

Применение светодиодного освещения в школах решает одновременно несколько принципиальных вопросов.

Во-первых, оно сокращает расходование государственных бюджетных средств и средств из личных фондов муниципальных образовательных учреждений. Поскольку светодиоды отличаются длительным эксплуатационным сроком, они не нуждаются в частом техническом обслуживании, а их полная замена предусматривается производителем не ранее, чем через 10 лет после монтажа.

Читайте также:  Как заменить электропроводку в доме своими руками

Во-вторых, светодиодные лампы существенно снижают потребление электроэнергии без потери качества освещения более чем на 70%. А, как известно, расходы за электроэнергию в результате использования люминесцентных источников света значительны и увеличиваются еще больше в условиях короткого светового дня и посменного обучения школьников.

В-третьих, светодиоды экологичны и безопасны. Их применение не сказывается на состоянии здоровья учащихся, а утилизация не требует специализированных мер. К тому же прочные корпуса LED-устройств устойчивы к механическим и ударным нагрузкам.
Четвертая задача, с которой успешно справляется светодиодное освещение – создание безвредной и благоприятной здоровой атмосферы, увеличивающей продуктивность учебных процессов.

Рассмотрим на примере обычной средней школ в 30 классов. Замена
старых малоэффективных светильников на современное светодиодное оборудование сэкономить порядка 440 000 рублей в год только за счёт снижения эксплуатационных расходов.
А также учитывая высокую энергоэффективность, ежегодное повышение тарифов за электроэнергию – общая экономия составит более 1 млн. рублей.

Как светодиоды помогают учебе?

По медицинским исследованиям, зрительные нагрузки, которые испытывают школьники, приводят к быстрому утомлению, снижению концентрации внимания, ухудшают информационное восприятие, угнетают вегетативную систему, уменьшают КПД учащихся и, как следствие, результативность обучения. Многое в этом процессе определяет правильный, грамотно оборудованный искусственный свет. Поэтому неслучайно нормы естественного и искусственного освещения для образовательных учреждений регулируются СНиПом, СанПИНом и ГОСТами.

Освещение на основе светодиодов отличается равномерностью, лишенной пульсаций светового потока, бесшумностью работы приборов, отсутствием бликов и достаточной яркостью. Все это облегчает восприятие зрительного учебного материала, не вызывает нагрузок на зрительные центры, общей усталости и утомляемости, способствует концентрации внимания и, соответственно, улучшает качество усвоения учебной информации. Минимальная нагрузка на глаза очень важна в виду того, что ежегодно растет процент учащихся с различными нарушениями зрения и диагностируется даже у школьников младшего звена.

Светодиодное освещение – залог здорового поколения!

При проведении наблюдений , в одной из российских школ, отделом гигиенического нормирования и экспертизы НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН ,за школьниками разных возрастных групп, обучающихся в кабинетах с люминесцентными лампами и светодиодными, медики отметили несколько интересных фактов. В помещениях, где было установлено светодиодное освещение, дети были более собранными и мотивированными к учебе. Более того, психологический фон также был более благоприятен. Наблюдалось меньше агрессии к окружающим, педагогу и личным неудачам. Ученики были более спокойными и уравновешенными.
Таким образом, полный переход учебных заведений на светодиодное освещение не только оправдан с точки зрения экономических, социальных и медицинских факторов, но и дает широкие перспективы для развития полноценного, здорового и образованного поколения.

Роспотребнадзор: Разъяснение о возможности использования светодиодного освещения в школах и детских садах

Роспотребнадзор подготовил письмо-разъяснение № 01/6110-17-32 от 17.05.2017 по вопросам использования светодиодного освещения. Оригинал письма можно скачать по ссылке.

Ниже приводим дословно текст письма (жирным шрифтом выделено редакцией портала).

“Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, в связи с поступающими обращениями хозяйствующих субъектов по вопросам использования светодиодного освещения в образовательных учреждениях сообщает.

В настоящее время в действующих санитарных правилах и нормах отсутствуют требования, запрещающие использовать светодиодное освещение в жилых, общественных зданиях, в общеобразовательных организациях и учреждениях начального профессионального образования, а также на производстве.

Санитарные правила и нормы СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий» в соответствии с п. 1.3. распространяются на проектируемые, реконструируемые и существующие жилые и общественные здания и в соответствии с п. 3.1.5. предъявляют гигиенические требования к световым приборам для общего и местного освещения, предназначенным к эксплуатации со светодиодами.

Санитарные правила и нормы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» в пункте 7.2.2. разрешают использование светодиодов в системах общего освещения, которое обеспечивается потолочными светильниками. В пункте 7.2.5 указаны условия размещения светильников со светодиодами.

Санитарно-эпидемиологическое нормирование в соответствии с Положением о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 № 554 включает в себя разработку единых требований к проведению научно-исследовательских работ по обоснованию санитарных правил, контроль за проведением научно-исследовательских работ по государственному санитарно-эпидемиологическому нормированию, разработку, экспертизу, утверждение, введение в действие и опубликование санитарных правил.

Указанный объем работ был выполнен при планировании и проведении научных исследований по оценке воздействия светодиодных источников света на здоровье детей школьного возраста. Научная работа была проведена в 2011- 2012 годах в Федеральном государственном автономном учреждении «Национальный научно-практический центр здоровья детей» Минздрава России и подтвердила возможность использования светодиодных источников освещения в общеобразовательных учреждениях.

По результатам проведенного научного исследования были подготовлены и 25.12.2013 утверждены в установленном порядке изменения № 2 в СанПиН 2.4.2.2821-10, разрешающие использование светодиодов в школах.

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.3.1186- 03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации учебно­производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования» в п. 2.4.2.3 допускают использование разных светильников, имеющих определенные светотехнические характеристики и конструктивное исполнение. Требования к типу источника света, а также к запрету использования светодиодов не предъявляются.

Санитарные правила и нормативы СанПиН 2.2.4.3359-16 «Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах» также не содержит ограничений по применению светодиодов на рабочих местах.

Таким образом, в настоящее время санитарное законодательство ограничивает возможность использования светодиодных источников освещения при организации систем искусственного освещения только в помещениях детских дошкольных учреждений”.

На портале ЭнергоСовет.Ru неоднократно поднимался вопрос о возможности использования светодиодных светильников в школах, детских садах и больницах. См. рубрику “Энергоэффективное освещение” и ссылки ниже.

Да светодиодным светильникам и лампам в школах и детских садах!

Многих родителей и педагогов интересует вопрос: “Можно ли применять светодиодные светильники в школах и детских садах?”

ДА, можно, и даже НУЖНО!

НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН провело исследование, которое выявило преимущества использования светодиодного освещения в школах по сравнению с люминесцентным.

Исследование было проведено на базе одной из московских школ. В исследовании приняли участие педагоги и 370 учащихся.

Целью данного исследования являлся сравнительный анализ влияния люминесцентного и светодиодного освещения учебных классов на изменение функционального состояния здоровья, зрения и нервно-психической сферы учащихся в широком возрастном диапазоне – от младших до старших школьников общеобразовательной школы – в процессе обучения.

Результаты исследования следующие.

При светодиодном освещении по сравнению с люминесцентным установлены:

более высокие значения количественных и качественных показателей умственной работоспособности (УР) как у учеников начальных классов, так и у школьников 5-11x классов;
значительно меньшая (в 2-2,5 раза) частота случаев явного и выраженного утомления у школьников;
повышенная стабильность функционального состояния зрения учащихся независимо от возраста, в том числе улучшение функционального состояния аккомодационного аппарата глаза у школьников 5-11х классов;
оптимизация психоэмоционального состояния школьников. При светодиодном освещении у большинства детей в процессе занятий отмечалась меньшая распространенность дискомфортных эмоциональных состояний, а у младших школьников – и меньшая частота жалоб неврозоподобного характера;
комплексная оценка состояния зрения и умственной работоспособности учащихся 5-11х классов при работе с компьютерами показала, что светодиодная световая среда эффективно снижает негативное воздействие техники по сравнению с люминесцентной;
субъективная оценка условий освещения при светодиодных лампах – свидетельствует, что большинство участников образовательного процесса (учащиеся и педагоги) оценивают их как более комфортные по сравнению с люминесцентными.

Читайте также:  Какие виды светодиодных ламп пригодятся на свежем воздухе?

Таким образом, светодиодное освещение в учебных классах по сравнению с люминесцентным создает более благоприятную световую среду для зрительной и умственной работы учащихся разного возраста, их психофизиологического и функционального состояния.

При подборе светодиодных светильников для освещения учебных классов в школах, необходимо руководствоваться:

СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий».
Письмом Руководителя Роспотребнадзора Г.Г. Онищенко от 01.10.2012 № 01/11157-12-32 «Об организации санитарного надзора за использованием энергосберегающих источников света».

На какие показатели следует обратить внимание при покупке светодиодных светильников для школ и детских садов?

  1. Цветовая температура светильниковне должна превышать 4000°К.
  2. Уровень пульсации светильников должен быть не более 5%. У качественных светодиодных светильников уровень пульсации не превышает 1%.
  3. Не рекомендуется использовать в светильниках светодиоды мощностью > 0,3 Вт.
  4. Светильники необходимо выбирать с учетом обеспечения необходимого уровня освещенности:
    • В учебных кабинетах, аудиториях, лабораториях уровни освещенности должны соответствовать следующим нормам: на рабочих столах – 300-500 лк, в кабинетах технического черчения и рисования – 500 лк, в кабинетах информатики на столах – 300-500 лк, на классной доске 300-500 лк, в актовых и спортивных залах (на полу) – 200 лк, в рекреациях (на полу) – 150 лк.
    • В детских садах в групповых, игровых, столовых, комнатах музыкальных и гимнастических занятий уровень освещенности должен быть не менее 200 лк, оптимально – 400 лк.

Компания «ЮЖСТРОЙТОРГ» поставляет светодиодные светильники для освещения классов, учебных аудиторий, классных досок в школах, игровых комнат, спален в детском саду. Светильники снабжены качественными рассеивателями, а их цветовая температура не превышает 4000 К.

Наши специалисты помогут подобрать светодиодные светильники для школы и детского сада и ответят на интересующие Вас вопросы по телефонам:
+7 (978) 899-78-65, +7 (978) 783-21-37.

Светильники для общеобразовательных учреждений, информация из СП 52.13330

В профессиональной среде бытует мнение, что светодиодные светильники для школы находятся под запретом. Это мнение не безосновательно, ведь в своде правил 52.13330.2011, а именно в пункте 7.18 написано следующее: «В учреждениях дошкольного, школьного и профессионально-технического образования, а также в основных функциональных помещениях лечебно-профилактических учреждений следует применять люминесцентные (в том числе компактные) лампы и галогенные лампы накаливания». Ни слова про потолочные светодиодные светильники для школы. На данный момент СП 52.13330.2011 уже не актуален, сейчас действует редакция 2016 года. В редакции 2016 года в пункте 7.1.3 написано следующее: «В дошкольных образовательных организациях, а также в основных функциональных помещениях лечебно-профилактических учреждений следует применять люминесцентные (в том числе компактные) лампы и галогенные лампы накаливания. Использование светодиодных источников света в указанных помещениях не разрешается». Хотя тут говорится про светильники для дошкольных образовательных учреждений, конкретно про школы нет ни слова.

Светодиодные светильники в школах СанПиН

Какая информация, на тему потолочных светодиодных светильников для школы есть в СанПиН 2.4.2.2821-10? Изначально в пункте 7.2.2 не было ни слова про светодиодные светильники, но 25 декабря 2013 года было подписано постановление, о внесении изменений В САНПИН 2.4.2.2821-10 “САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ”. Нам интересен 23-ий пункт этого постановления, там написано следующее: «Пункт 7.2.2. изложить в редакции: “7.2.2. В учебных помещениях система общего освещения обеспечивается потолочными светильниками с люминесцентными лампами и светодиодами. Предусматривается освещение с использованием ламп по спектру цветоизлучения: белый, тепло-белый, естественно-белый.”.».

Светильник светодиодный для образовательных учреждений, СП 251.1325800.2016 и СП 256.1325800.2016

Существует также свод правил 251.1325800.2016, который описывает правила проектирования зданий общеобразовательных организаций. 26 июня 2018 года начнёт действовать изменение №1 к СП 251.1325800.2016, в котором говорится, что пункт 8.3.2 будет изложен в новой редакции: «В качестве источников света в ОУ помещений зданий ОО применяются люминесцентные лампы (кроме галофосфатных), светодиоды и иные источники света в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими нормами и правилами, устанавливающими требования к искусственному освещению, и в соответствии с [11]». ОО – общеобразовательная организация, ОУ – осветительная установка.

Помимо этого, существует свод правил 256.1325800.2016, который описывает правила проектирования и монтажа для электроустановок жилых и общественных зданий. 27 июня 2018 года начинает действовать изменение №1 к СП 256.1325800.2016, в котором пункт 5.3.7 подвергается изменению, там теперь так же будет допускаться использование светодиодов в качестве источников света.

Какие светодиодные светильники использовать для установки в школу

Основные правила, которых следует придерживаться, если собираетесь купить светильники для школ:

1. Светильники должны быть безопасны. Люминесцентные лампы иногда имеют свойство выпадать из светильников, поэтому они должны быть надёжно закреплены. Хотя мы рекомендуем использовать светодиодные светильники – это избавит Вас от этой проблемы, а также от вредной ртути, лампы с которой требуют специальной утилизации.

2. Коэффициент пульсации потолочных светильников для школы не должен превышать 10%, у всех моделей нашего производства этот коэффициент не превышают 1%.

3. Потолочные светодиодные светильники для школы должны излучать качественный свет, приближенный к дневному. Для этого отлично подойдёт белый дневной тип свечения – 5000 К. По Вашему запросу, мы можем изготовить любой другой из доступных на рынке.

4. Освещение должно быть равномерным, не создавать ярких пятен, поэтому мы рекомендуем использовать матовые рассеиватели, но подойдёт и микропризма, она тоже очень хорошо рассеивает свет.

5. Светильники должны быть просты в обслуживании. Светодиодные светильники Пересвет не требуют никакого обслуживания. Про них можно смело сказать – поставил и забыл. Не требуется замена ламп или дросселей. Светильники проработают 25 лет и более после их установки.

Нормативы освещения в школе

Немаловажный вопрос – какая освещённость должна быть в школе? Сколько люкс должно быть в классе на парте, в кабинете труда, в кабинете черчения? В классных комнатах, в лабораториях общеобразовательных организаций, в кабинете информатики, в кабинете труда требуется 400 люкс на уровне 0,8 м (на парте/столе). В кабинетах черчения и рисования требуется 500 люкс на парте/столе. В спортивном зале школы достаточно 200 люкс на полу. Это требования для основных помещений школы, если нужна более подробная информация, можно ознакомиться с ней в СП 52.13330.2016 в Таблице Л. 1.

Цены на светильники для школы

Разброс цен на светильники потолочные для школы очень велик. Самое главное не покупать китайские дешёвые светильники для установки в школу. У таких светильников неприятная температура света – 6500 К, они обладают высоким коэффициентом пульсации – может доходить до 40%, а также у них нет электромагнитной совместимости – это значит, что износ электронных компонентов светильника будет гораздо выше, он будет оказывать негативное влияние на сеть, создавать радиопомехи, создаёт электромагнитные помехи, которые мешают работе других приборов.

Наша компания предлагает купить светодиодные светильники для школы по невысоким ценам и с отличным качеством. Мы используем драйвера производства завода Аргос (Россия), светодиоды производства LG (Южная Корея). Для заказа светильников, или консультации по освещению в школе, Вы можете позвонить по нашему телефону +7 (343) 346-38-20, либо отправить заявку на нашу электронную почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. .

Читайте также:  Автономное электроснабжение дома: способы и варианты

О компании «Е-Светильник»

Мы являемся официальным дилером и партнером ведущих производителей светодиодных светильников в РФ и продаём светодиодные светильники высокого качества на территории Екатеринбурга, Свердловской области, а так же в других регионах России.

На нашем сайте присутствуют как светильники премиум сегмента, так и недорогие светильники, что позволяет каждому покупателю подобрать для себя товар.

Требования к светодиодным светильникам в образовательных учреждениях. Нормативные акты и “подводные камни”.

Последние изменения в “СанПиН об условиях организации обучения” были утверждены в 2013-м году и в них по сей день нет ясного определения того, какие требования следует предъявлять к светодиодным источникам света в искусственном освещении учебных помещений.
Полный документ тут:
http://education.simcat.ru/school33/files/1391068930_sanpin_shkola.pdf

Также, казалось бы, нет никаких четких указаний по поводу обязательного внедрения светодиодных источников света в общеобразовательных учреждениях и в программе “Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности”, утвержденной в 2010-м году. В этом можете удостовериться самостоятельно:
https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fwww.minenergo.gov.ru%2Fupload%2Fdocs%2Fee%2Fb612746a17.

Ну а, так как четких регламентирующих документов вроде бы нет, светодиодная индустрия моментально начала настойчиво продвигать все свои продукты в школы и университеты, в детские сады и интернаты, расхваливая и доказывая экономичность и энергоэффективность на все лады.

Кто-то из руководителей образовательных учреждений не торопится заменять освещение на светодиодное, кто-то ждет четких разъяснений или распоряжений со стороны госструктур, а кто-то уже вынужден менять светильники в связи с истекшим сроком эксплуатации текущего освещения, и зачастую, не имея четкой и прозрачной системы требований, ставит в своих учреждениях то, что по сути не соответствует даже ныне утвержденным нормам.

Как определить, какие светодиодные светильники разрешено устанавливать в образовательных учреждениях?

Давайте включим логику и почитаем действующие санитарные правила и нормы более вдумчиво, чтобы спрогнозировать изменения, которые будут более корректно регламентировать использование светодиодных светильников в образовательных учреждениях, когда Министерство Здравоохранения закончит все работы над следующими поправками к действующему СанПиНу.

Какие конкретные типы текущих светодиодных светильников наиболее близко соответствуют тем требованиям, которые ныне действуют для освещения школ и детских садов, а также прочих образовательных учреждений?

Для этого достаточно более детально разобрать каждый подпункт соответствующего СанПин.

Ряд сегодняшних производителей светодиодного освещения ограничивается для этого первым пунктом:
7.2.1. Во всех помещениях общеобразовательного учреждения обеспечиваются уровни искусственной освещенности в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному, совмещенному освещению жилых и общественных зданий.
То есть, получают общий сертификат ТС, который объединил в себе ранее используемые Сертификат Соответствия и Гигиенический Сертификат. И с этим документом пытаются доказать директорам школ, что, мол, все в соответствии с нормами.

Но по факту отнюдь не все светильники на самом деле подойдут для освещения в классах и аудиториях.
Для этого достаточно внимательно изучить прочие пункты СанПин.

К примеру, буквально следующий пункт следует разобрать со всей тщательностью:
7.2.2. В учебных помещениях система общего освещения обеспечивается потолочными светильниками. Предусматривается люминесцентное освещение с использованием ламп по спектру цветоизлучения: белый, тепло-белый, естественно-белый.
Светильники, используемые для искусственного освещения учебных помещений, должны обеспечивать благоприятное распределение яркости в поле зрения, что лимитируется показателем дискомфорта (Мт). Показатель дискомфорта осветительной установки общего освещения для любого рабочего места в классе не должен превышать 40 единиц.

1) Спектр цветоизлучения в данном пункте указан весьма нечетко. С чем это связано на данный момент, догадаться несложно – большая часть текущего СанПиНа унаследовала текст из ранней версии, так как более конкретная классификация у люминесцентных ламп отсутствовала.
Теперь же, с появлением светодиодных аналогов и разнообразием их цветопередачи стоит заметить, что в данном случае следует применять светодиодные светильники с цветностью света от 2700К до 5000К. Именно этот диапазон температуры цвета принято относить к значениям тепло-белый (2700К-3500К), белый (4000К-5000К), естественно-белый (3500К-4500К).

С чем это связано?
Данный диапазон наиболее близок к естественному освещению в дневное время, и комфортно воспринимается зрением.
Если более мягкий и уютный тепло-белый (2700К-3500К) более рекомендован к установке в дошкольных учреждениях, то все прочие (от 3500К до 5000К) – к установке в классах школ и аудиториях ВУЗов.
Это связано напрямую с особенностями человеческого восприятия – тепло-белый цвет свечения действует на нас успокаивающе, умиротворяюще, ассоциируется с уютом и комфортом, а естественный белый повышает работоспособность, восприятие, тонизирует мозговую активность.

Следует отметить, что есть еще одна разновидность – холодный белый (свыше 5000К). Это свечение является наиболее ярким и высококонтрастным, но повышает утомляемость и при длительном воздействии в течение дня действует на человека угнетающе. Поэтому светильники с цветностью свыше 5000К не рекомендованы для образовательных учреждений.

2) Также очень важный параметр – индекс цветопередачи Ra. О нем напрямую не говорится в самом СанПиНе (так как косвенно это относится к пункту 7.2.1), но есть четкая градация помещений по характеристикам зрительной работы. О ней говорится в достаточно старом, но действующем документе СНиП 23-05-95, на который и ссылается данный СанПиН:
http://www.docload.ru/Basesdoc/1/1898/#i772208
И, согласно таблице из этого документа, светильники в помещениях образовательных учреждений должны обладать индексом Ra>80.

3) Еще одна крайне важная деталь – показатель дискомфорта Мт. Это критерий оценки дискомфортной блескости, вызывающей неприятные ощущения при неравномерном распределении яркостей в поле зрения. Показатель дискомфорта (М) характеризует степень неудобства или напряженности при наличии в поле зрения точечных источников повышенной яркости.
Именно поэтому все осветительные приборы (или источники света) в помещениях длительного пребывания людей имеют матовую защитную оболочку. В случае с лампами накаливания – это матовые плафоны, в случае с люминесцентными лампами – непосредственно колбы самих ламп.

Таким образом, чтобы соответствовать указанному показателю, все светодиодные источники света в помещениях образовательных учреждений необходимо также скрывать за матовым рассеивателем, так как точечная яркость светодиодов недостаточно комфортно нивелируется другими типами рассеивателей (призма, микропризма, колотый лед и прочее).

4) Опосредованно к показателю дискомфорта следует относить также и коэффициент пульсации. Он характеризует относительную глубину пульсации освещенности (в %) в заданной точке помещения при питании ламп от сети переменного тока. Неконтролируемая пульсация освещенности приводит к повышенной опасности травматизма при работе с движущимися и, в особенности, с вращающимися объектами, а также к зрительному утомлению. В нормах России для большинства зрительных работ установлено значение Кп не более 20.

Что касается светодиодных источников света, то все они работают от постоянного напряжения, и коэффициент пульсации светодиодных светильников, как правило, связан с тем, насколько качественно драйвер (блок питания светильника) преобразует переменный ток в постоянный. В подавляющем большинстве случаев, коэффициент пульсации светодиодных светильников 80
4) Коэффициент пульсации минимальная сумма заказа на сайте составляет 15 тысяч рублей , так как на сайте выложены оптовые цены. При формировании запросов на сумму ниже обозначенного минимума будьте готовы к установлению розничной наценки +25%.

Ссылка на основную публикацию