Освещение в магазине и правила оформления витрин

Основные правила внутреннего освещения витрин. Как при помощи освещения увеличить приток клиентов?

Оформление витрин – это целое искусство. Человек, занимающийся декоративно-художественным оформлением витрин, должен обладать определенными знаниями, умениями, развитым воображением и хорошим эстетическим вкусом. Разрабатывая концепцию оформления витрины, особое внимание дизайнер уделяет выбору освещения витрины. Правильно подобранное освещений украшает выставочную композицию, представленную на витрине, расставляет необходимые акценты, подчеркивает выгодные стороны оформления. Если же речь идет об оформлении витрины к какому-нибудь празднику, например, к Новому году, удачно подобранное освещение витрины способно создать у потенциальных покупателей особое праздничное настроение, атмосферу волшебства и предвкушения чудес, и в конечном итоге, сделать их покупателями.

При оборудовании внутреннего освещения витрины необходимо придерживаться определенных правил. Давайте их рассмотрим.

1 правило освещения витрин: при взгляде на витрину свет не должен бить в глаза и слепить смотрящего человека. Для этого светильники, предназначенные для подсветки витрины, необходимо располагать как можно ближе к наружному стеклу витрины и направлять их свет внутрь. Также можно использовать специальные отражатели и экранирующие козырьки.

2 правило освещения витрин: не следует располагать светильники слишком близко к экспонатам. Соблюдение дистанции позволит добиться равномерности освещения, а также предохранить экспонаты от перегрева в случае использования для освещения витрины ламп накаливания.

3 правило освещения витрин: освещение должно быть грамотно подобрано и сбалансировано. При выборе осветительных приборов для оформления витрины следует учитывать, что каждый источник света имеет свой цвет свечения и способность нейтрализовать или подчеркивать различные оттенки. Например, лампы накаливания излучают мягкий желтый свет, который выгодно подчеркивает естественные и теплые цвета. Галогенные лампы имеют холодное свечение и подчеркивают холодные цвета, нейтрализуя натуральные оттенки. Зелёные и синие светодиоды светят ярче, чем красные или жёлтые. Кроме того, при выборе светового оборудования для освещения витрин необходимо учитывать угол свечения (широкий угол свечения позволяет создать эффект равномерного освещения витрины, узкий – расставить необходимые акценты).

4 правило освещения витрин: выбор уровня освещения витрины должен соответствовать концепции выставочной композиции.

При высоком уровне освещения у человека возникает чувство праздника и возбуждения. Приглушенный свет создает романтическую и немного загадочную атмосферу. Исходя из этого, можно выделить три подхода к выбору освещения витрин.

Первый вариант: высокий уровень общего освещения витрины (3000 – 5000 люкс). Вся композиция, представленная на витрине, равномерно освещается множеством ярких светильников. Для этой цели лучше всего использовать металлогалогенные светильники мощностью 70 или 150 Вт. Высокий уровень освещения можно использовать для оформления витрин магазинов спортивных товаров, молодежной одежды, дискаунтеров.

Второй вариант: невысокий уровень общего освещения витрины с расстановкой световых акцентов на определенных выставочных экспонатах. Такой подход к устройству освещения витрины можно назвать художественной подсветкой. Для освещения витрины используется достаточно большое количество светильников небольшой мощности (20, 35 или 70 Вт) с углом рассеивания светового потока 40-45 градусов. Для реализации этого варианта освещения витрины подходят металлогалогенные лампы и прожекторы.

Путем подбора ламп с разным углом рассеивания можно управлять световым потоком и расставлять световые акценты на отдельных элементах витрины. Для освещения одного выставочного экспоната на витрине (например, манекена) может использоваться 3 – 7 светильников мощностью от 20 – 70 Вт. Количество светильников зависит от мощности и типа ламп. Для художественной подсветки витрины можно использовать светильники разных типов и комбинировать их между собой. Галогенные светильники под лампы AR111 с углом рассеивания светового потока 8 или 24 градуса, а также галогенные точечные светильники хорошо сочетаются с металлогалогенными светильниками мощностью 70 Вт с отражателем 40 градусов. Галогенные светильники AR111 с углом рассеивания 45 градусов могут использоваться со светильниками той же марки с углом рассеивания светового потока 8 или 24 градусов. Выбор светового оборудования для освещения витрины должен определяться концепцией выставочной экспозиции и дизайнерскими решениями. Для освещения витрин могут использоваться встраиваемые поворотные или карданные светильники, прожектора на настенном креплении или на шинопроводе. Художественная подсветка подходит для оформления витрин магазинов одежды и обуви, ориентированных на высокий и средний ценовые сегменты рынка.

Третий вариант: использование светодиодного и неонового оборудования для освещения витрин. О светодиодном освещении витрин читайте в одноименной статье.

Освещение витрин в магазине

Светодиодные фонари пользуется все большей популярностью в организации витринного освещения.

Представление товара на витрине характерно как для продовольственных, так и для промышленных магазинов. Для расположения изделий в ограниченном витринном пространстве существует несколько причин:

  • Предотвращение кражи.
  • Защита от случайных повреждений.
  • Индивидуальные особенности использования.
  • Представление товара на всесторонний обзор.
  • Демонстрация брендовых новинок.

Для некоторых помещений витрины выступают в виде конструкционной составляющей торгового оборудования, на котором демонстрируется товар: косметическая и ювелирная продукция, часы, кожгалантерея. У витрин так же есть еще одна функция – использование в целях рекламы.

Как расположить светильники для освещения витрин?

Находящийся на витринах товар выглядит более заметным и привлекательным, если направленное на него освещение ярче, чем общая световая наполненность помещения. Для организации подсветки витрин используются фонари, устанавливаемые как внутри, так и снаружи. Для наружного расположения характерны несколько вариантов:

  • Направленный поток верхнего/бокового света.
  • Поток света из светильника, находящегося на стенке витрины.

Мы поможем подобрать светильники на ваш объект

Подсветка витрин организуется с использованием прожекторов, светильников либо более миниатюрных форм, типичных для LED-источников (полосы и ленты).

Плюсы использования светодиодов в витринной иллюминации

Светодиодные фонари пользуется все большей популярностью в организации витринного освещения, что объясняется их преимуществами:

  • Экономное энергопотребление. У LED-светильников высокий уровень световой отдачи, возрастающей вместе с развитием такой светотехники. Фонари с LED-лампами обладают направленным потоком, это уменьшает светопотери.
  • Небольшие габариты и легкий вес.
  • Возможность излучать свет с разным цветовым спектром (температурой).
  • Возможность длительного применения, сопровождаемого стабильным потоком света.
  • Равномерность излучаемого потока, без пульсаций, видимых глазу.

Наиболее важное преимущество – LED-лампы не оказывают отрицательного действия на витринные образцы изделий (ультрафиолетовое и тепловое излучение). Минимизация такого воздействия осуществляется расположением светильников на удалении.

Благодаря направленности света можно не использовать отражающие оптические устройства. Такой эффект достигается применением полос и лент на светодиодах, закрепляемых в торцевой части витрин. Для соблюдения норм пожаробезопасности, а также увеличения срока эксплуатации монтаж LED-фонарей должен выполняться на конструкции из алюминия, которые также будут выполнять функцию теплоотведения, так как при светоизлучении диоды образуют тепло, не сопровождающее поток света.

За счет возможности изменения светового потока витринное освещение приобретает динамические свойства. Это может проявляться в постепенном нарастании освещенности либо в периодическом изменении уровня света. Светодиоды позволяют получить цветной свет без использования фильтров. Лучше всего они смотрятся на витринах с хрусталем и ювелирными украшениями. Драгоценные камни или хрусталь играют в лучах светодиодов, привлекая внимание посетителей, заставляя оценивать мастерство изготовителя. Компактные габариты светодиодов позволяют располагать их в том месте витрины, где они могут более удачно отражать достоинства изделий.

Товар, располагаемый на витрине, должен быть освещен хорошо и экономично. При этом необходимо обеспечить хорошую передачу цвета, убрать ослепляющий эффект, а также не навредить выложенным товарам действием тепла и ультрафиолета.

Освещение в магазине и правила оформления витрин

Ошибки при организации торгового освещения: на что обратить внимание

  • Недостаточно продуманное освещение. Во многих магазинах больше внимания уделяют проходам, но нельзя забывать про направленный свет. Особенно это касается продажи эксклюзивных и дорогих вещей.
  • Неправильная цветовая температура. «Теплые» продукты нужно подсвечивать теплым спектром, а «холодные» соответственно холодным. Значение цветовой температуры в торговом освещении очень велико. Даже исследованиями доказано, что она позволяет увеличивать продажи.
  • Неправильная организация общего освещения. Светильники общего света направляют в сторону крыши или торгового оборудования, а они должны освещать сами товары и проходы для покупателей.
  • Использование устаревших светильников. Как правило, это галогенные лампы, которые ведут к переплате за электроэнергию. Сегодня уже активно используются более современные светодиодные светильники – экономичные, с максимальной светоотдачей, долговечные (служат 50-100 тыс. часов) и нетребовательные в обслуживании.

Самое важное в организации торгового освещения

Обязательное условие качественного света в торговом зале – достаточный уровень освещенности. Нормы освещения торговых помещений устанавливаются соответствующим документом. Это свод правил СП 52.13330.2016 «Естественное и искусственное освещение». В нем же можно найти нормы освещения офисных помещений. Как и в случае с торговым залом, они обеспечивают благоприятные условия для сотрудников.

Искусственное освещение в торговых залах должно быть организовано в нескольких зонах. Для каждой из них существует своя норма освещенности, измеряемая в люксах (лк):

  • Кассовая зона – 300-500 лк.
  • Витрины – 300 лк.
  • Торговые ряды и стойки с товарами в магазинах без самообслуживания – 300 лк.
  • Торговые залы супермаркетов – 500 лк.
  • Залы продовольственных магазинов с самообслуживанием – 400 лк.
  • Зона новинок (манекены или стойки) – от 500 до 1500 лк.
  • Примерочные – от 300 лк.

Освещение кассовой зоны

Для кассовой зоны принимают, как правило, более высокие значения освещенности, нежели рекомендуют нормы. Наиболее распространен уровень 1000-2000 лк. Это объясняется тем, что здесь проводятся работы повышенной зрительной нагрузки. Кроме того, важно сделать на кассах акцент, чтобы покупатель сразу видел, куда ему нужно подойти для покупки товара. Для этого над кассой размещают линейные подвесные или несколько точечных светильников, которые позволяют создать яркое световое пятно.

Читайте также:  Техника безопасности при работе с электрическим током

Осветительные приборы, устанавливаемые в кассовой зоне, должны иметь антибликовую решетку или микропризматическую оптику (HDP). Чтобы на этом участке было удобно и продавцам, и покупателям, необходимо соблюдать требование к показателю дискомфорта UGR. Он не должен превышать 19.

Нюансы витринного освещения

Подробнее о витринном освещении говорится в пункте 7.5.7 СП 52.13330.2016. Если на витрине представляют темные товары, то допускается увеличивать освещенность на одну ступень. Со светлыми товарами наоборот – ее нужно понизить на одну ступень.

Особое значение имеет акцентное освещение торговых помещений, которое позволяет обратить внимание покупателя на конкретные товары или их группы. Свод правил рекомендует ограничить площадь акцентирующего света до 20% от площади витрины.

Поскольку витрины обращены на улицу, установленные в них светильники должны быть размещены так, чтобы их свечение и лучи, отраженные от выставленных товаров, не давали блики, которые могут попасть в центральное поле зрения водителей и пешеходов, если они находятся на расстоянии менее 1 м от стекла.

Освещение витрин для целей визуального мерчандайзинга.

Освещение витрин является важным элементом концепции освещения магазинов. Профессиональная подсветка витрин связана с процессом творчества, дизайна освещения и применением всего спектра светотехнического оборудования. Грамотно сделанное освещение витрины магазина способно привлечь покупателя в магазин и более того создать определенное настроение

Хорошее освещение может направлять глаза клиентов, проявить все великолепие цвета товара, продемонстрировать красивую выкладку и детали пошива, а также подчеркнуть достоинства, продавая товар клиенту еще до непосредственной продажи.

Попытаемся дать несколько общих рекомендаций по освещению витрин и выделить три основных направления, концепции, в освещении витрин.

Первый и основной совет, без которого все остальные теряют смысл, – светильники для освещения витрины необходимо располагать таким образом, чтобы свет не «бил» в глаза при взгляде на витрину. Реализовать это правило возможно, если располагать светильники как можно ближе к стеклу (внешней границе витрины) и направлять их внутрь витрины.

Традиционно подсветку витрины выполняют при помощи встраиваемых поворотных светильников или прожекторов для трековых систем освещения установленных в потолок витрины. Однако, возможны варианты установки прожекторов на шинопроводе или настенном креплении на пол витрины или на боковые стенки.

Для подсветки витрин принято использовать металлогалогенные или галогенные светильники направленного света, обычно применяемые для акцентного освещения магазинов. Мощность светильника и тип лампы определяют два общих подхода к освещению витрины.

Общая подсветка витрин.

Первый подход, условно назовем его «сделай как можно ярче», основан на равномерном освещении всего пространства витрины большим количеством светильников. Для реализации такого подхода целесообразно использовать металлогалогенные светильники мощностью 70 или 150W с любыми типами лампы и отражателями. Уровень освещенности витрины, освещение которой выполненное в концепции «сделай как можно ярче», может достигать 3000 и даже 5000 люкс.

Такая концепция подойдет магазинам молодежной моды, спортивных товаров, дискаунтерам. Несколько лет назад, когда металлогалогенные светильники завоевывали российский рынок осветительного оборудования и стремительно получили широкое распространение в освещении магазинов, ярких витрин было очень много. Ярко освещенная витрина была наиболее простым способом выделить свой магазин на фоне соседних и привлечь внимание покупателя.

«Гонка вооружений» под девизом «кто сделает ярче» закончилась, когда ярко освещенных витрин стало слишком много и они перестали быть выгодным отличием магазина от конкурентов.

Представьте себе, что вы стоите в галерее торгового комплекса среди одинаково ярко освещенных витрин. Вашему глазу просто не за что «зацепиться»! В данном случае менее интенсивно освещенная витрина, скорее всего, привлечет ваше внимание.

Художественная подсветка витрин.

Основой второго подхода к освещению витрин, условно назовем его «художественная подсветка», является акцентное освещение отдельных элементов, предметов, деталей предметов внутри витрины. При сохранении достаточно большого количества светильников для освещения витрины данная концепция требует уменьшения мощности каждого светильника и ограничения угла рассеивания светового потока, исходящего от светильника, значением 24 градусов.

Такое освещение витрин можно также назвать «театральным» или «драматическим». Выделяя светом отдельные элементы в витрине, создавая «игру тени и света», можно добиться объемной «театральной» «картинки» в витрине.

Для реализации данной концепции освещения витрины подойдут галогенные светильники с применением ламп AR111. Данный тип ламп прожекторного типа выпускается в различных вариантах угла рассеивания светового потока 8, 24 и 45 градусов, что позволяет создавать концентрированную подсветку деталей интерьера витрины.

Что касается светильников и прожекторов с использование металлогалогенных ламп, то в рамках данной концепции, возможно использовать металлогалогенные светильники и прожектора с лампами G12, G8,5, CDMR-PAR30 PHILIPS(HCIPAR30 OSRAM), CDMR-111 PHILIPS(GX8,5 OSRAM) мощностью 20, 35, реже 70W. Некоторые современные модели металлогалогенных встраиваемых светильников и металлогалогенных прожекторов для установки на шинопровод с лампами G12 и G8,5 имеют два варианта отражателей, например, 10 и 40 градусов, что также позволяет ограничивать угол рассеивания светового потока. Металлогалогенные лампы CDMR-PAR30 PHILIPS(HCIPAR30 OSRAM), CDMR-111 PHILIPS(GX8,5 OSRAM) подобно лампам AR111 имеют различную «градусность» самой лампы.

Количество светильников для освещения одного объекта внутри витрины, например манекена, может варьироваться от трех до семи, в зависимости от мощности и типа лампы. Возможны различные комбинации светильников: галогенные точечные светильники или галогенные светильники под лампы AR111 8 или 24 градуса в сочетании с металлогалогенными светильниками, галогенные светильники AR111 8 градусов в сочетании с такими же светильниками 24 градусов и так далее.

Подход к освещению витрин, который мы условно назвали «художественная подсветка», в большей степени, подойдет торговым маркам ориентированным на средний и высокий ценовые сегменты модной одежды, обуви и других товаров. Однако, в последнее время, освещение в этом стиле витрин менее дорогих магазинов тоже не редкость.

В рамках концепции «художественная подсветка» можно дать несколько практических советов по освещению витрин:

– Старайтесь выделить функциональную деталь наряда на манекене, чтобы придать экспозиции естественный вид.

– Создание теней при помощи направленного света позволит придать вашей витрине «жизни».

– Чтобы избежать ситуации, когда наряд будет выглядеть неприлично, не направляйте свет прожекторов на бедра манекена.

– Не используйте слишком много света. Это может визуально уменьшить размеры витрины. К тому же, «переборщив» со светом, вы теряете возможность создания драматических эффектов в витрине, о которых мы говорили ранее.

– Слишком яркое освещение витрины может также показать недостатки, как на товар, так и на самом манекене

– Попробуйте создать иллюзию. Освещение витрины, как и освещение в театре должно создавать определенную таинственность и неизвестность.

– Не располагайте световые приборы слишком близко к товару. Минимальное расстояние от галогенного или металлогалогенного светильника до товара 1 метр. В противном случае, товар очень быстро подвергнется выцветанию.

– Не стоит забывать о том, что для того чтобы прожекторы работали эффективно и долго, на этапе проектирования витрины следует предусмотреть вентиляционные отверстия для оттока горячего воздуха. Иначе, если витрина будет небольшой и герметичной, трансформаторы могут самопроизвольно отключаться (сработает реле защиты от перегрева). Да и лампы вследствие перегрева будут служить намного меньше положенного.

Светодиодная подсветка витрин.

Нельзя не упомянуть об использовании светодиодных световых приборов для освещения витрин. Светодиодные светильники, лампы, светодиодные линейки и ленты все прочнее входят в арсенал современного светодизайнера, светотехника и специалиста в области визуального мерчандайзинга. Светодиодные световые приборы являются основой третьего подхода к освещению витрин магазина. Условно назовем его «креативным».

Светодиоды позволяют создать абсолютно новые, недоступные для других светильников визуальные эффекты. Например, освещение изменяющее цвет, которое можно запрограммировать в зависимости от времени суток, сезона, начала распродажи и прочих обстоятельств.

Даже моноцветная светодиодная подсветка способна удивить насыщенностью цвета и неповторимыми оттенками.

Стоит отметить, что светодиодная подсветка витрин не обязательно должна быть цветной. На рынке технического света появилось довольно много светодиодных светильников и прожекторов со светодиодными лампами для акцентного освещения. По интенсивности светового потока они могут соответствовать металлогалогенным светильникам мощностью до 35Вт или галогенным светильника мощностью до 50Вт.

Для отдельных видов товара, например, ювелирные украшения, светодиодная подсветка витрин – насущная необходимость. Именно свет светодиодов позволяет представить ювелирные украшения «в наиболее выгодном свете».

Помимо конструкций с применением моноцветных или RGB (с возможностью изменения цвета свечения) светодиодных светильников и светодиодного дюралайта, для оформления витрин могут использоваться светящиеся материалы на полупроводниковой основе, в частности тонкие светящиеся панели, которые к тому же можно сгибать и резать, неоновые конструкции, диммируемые (с возможностью плавной регулировки интенсивности освещения) системы освещения. Технический прогресс не стоит на месте и возможно уже в недалеком будущем нас с вами ждут интерактивно освещаемые витрины.

Читайте также:  Солнечные электростанции - их плюсы и минусы

И еще один момент, на который хочется обратить ваше внимание – выбирая осветительные приборы для витрины вашего магазина, не забывайте о дизайне самих светильников. Их внешний вид должен соответствовать создаваемому вами образу вашей витрины. Либо светильники должны быть максимально незаметными, либо, наоборот, привлекать к себе внимание необычным дизайном, подчеркивая эксклюзивность образа торговой марки.

Какой бы подход к освещению витрины своего магазина вы не выбрали, помните о главном: витрина – это первое впечатление покупателя о магазине. Не стоит экономить на оформлении и освещении витрины, если вы хотите видеть покупателя в вашем магазине.

Освещение витрин магазинов – что нужно знать

Световой дизайн витрин — мощный инструмент привлечения клиентов и роста продаж. Грамотное сочетание общего и акцентного света помогает выделять визуальные достоинства экспонируемого продукта. Но речь не только об эффектной презентации товара. Позитивный образ витрин — это еще и конкурентное имиджевое преимущество вашего магазина или отдела.

Принципы светового дизайна витрин

Свет — ключевой, но не единственный компонент экспозиционного решения. Поэтому светотехника не должна мешать реализации концепции, истории, послания, адресованных посетителям и случайным прохожим.

Вопрос «как осветить этот стеклянный куб, фасадную или внутреннюю витрину» должен ставиться только, если у вас уже есть на руках общее решение в виде эскиза, схемы или полноценного 3D рендера. Приходится делить задание по световому дизайну на 2 части: сюжетную и техническую.

Сложности с выбором светильников?

Подготовим полный расчет стоимости, необходимого оборудования и 3D визуализацию для освещения вашего объекта. Это БЕСПЛАТНО – еще до покупки и заключения договора, вы сможете оценить:
“Сколько это будет стоить?”, “Как это будет выглядеть?”, “Сколько будет наматывать счетчик?”.

Сюжетная часть

Конечно, здесь мы говорим не о холодильных витринах, а о главных рекламных порталах, обращенных на улицу или навстречу людям, входящим в отдел из общей зоны гипермаркета. Что нужно сделать прежде всего? Выделить в сюжете проекта:

  1. Смысловой центр(ы).
  2. Смысловые доминанты второго уровня (если таковые есть).
  3. Фон.
  4. Тени (если они играют важную роль).
  5. Светильники, являющиеся элементами композиции.
  6. Динамический сценарий (если необходимо).

Рис. 1. Светильники могут быть частью композиции витрины

Если же вернуться к утилитарным объектам типа пресловутого стеклянного холодильника с мясопродуктами, либо горизонтальной витрины с равномерно выложенной бижутерией, сюжетная задача упрощается. За неимением доминант и сложных пространственных композиций весь объем (или плоскость) должны быть подсвечены одинаково и равномерно. Исключение — необходимость выделить продукт-хит, на образе которого построена рекламная кампания.

Рис. 2. Равномерное освещение с розовым оттенком витрин с мясопродуктами

Техническая часть

В профессиональных решениях обязательно учитываются следующие факторы:

  • Цветовая температура Tc, К.
  • Уровень освещенности Ev, Лк. Нормируется вертикальная (например, для манекенов) или горизонтальная (например, для товара, разложенного на полке) освещенность.
  • Диапазон освещенности (обычно это соотношение освещенностей доминанты и фона).
  • Индекс цветопередачи CRI, %.
  • Стабильность и равномерность свечения (отсутствие мерцания).
  • Дополнительная аппаратура и ПО для реализации динамических эффектов.

Рис.3. Высокий динамический диапазон освещенности витрины — яркий акцент на темном фоне

Динамическая подсветка

Этот оформительский прием не имеет ничего общего с праздничной иллюминацией, которую устраивают с помощью цветных гибких LED трубок, световых гирлянд и других традиционных средств. Быстро мелькающие и переливающиеся огни конечно поддерживают праздничное настроение, но скорее отвлекают от товара, чем подчеркивают его особенности.

Коммерческая световая динамика больше похожа на работу сценического освещения: это циклическая фокусировка, плавное увеличение и уменьшение яркости, дополнительно выделяющие доминанты первого и второго уровней. Второй вариант динамической подсветки — плавное изменение яркости фона.

Дизайнер (визуальный мерчендайзер) создает сценарий игры, который с помощью специализированного ПО переводится в программный код. По этому алгоритму в дальнейшем и работают диммируемые светильники.

Удобнее всего заниматься динамикой, используя трековые системы освещения.

Один из мировых светотехнических брендов провел тесты коммерческой световой динамики на 2 объектах (монобрендовых магазинах одежды в Милане и Вене). Усредненные результаты таковы:

  • Количество останавливающихся на улице возле динамических витрин — больше на 11 %.
  • Количество посещений магазинов в будние дни — больше на 19 %.
  • Количество посещений в выходные дни — больше на 4 %.

Уровни освещенности и цветовые контрасты в визуальном мерчендайзинге

Диапазоны освещенностей между объектом и фоном лежат в широких пределах – от 3/1 до 15/1 и даже 30/1. В ряде случаев (зависит от типа товара и сюжета экспозиции) Ev смыслового центра должна составлять от 1000 до 3000 Лк. Ev объектов второго уровня выдерживается на промежуточном уровне между смысловым центром и фоном.

Однако, если нет необходимости с особой четкостью экспонировать фактуру материала, Ev объекта может быть на уровне 800 – 1000 Лк. Этого вполне достаточно, если поддерживать необходимый контраст по яркости и цвету между экспонатом и фоном.

Роль цвета фона и типа его подсветки при экспонировании ахроматического (белого, серого или черного) объекта

Дополнительного захвата внимания и визуальной привлекательности в сравнении с табличными показателями можно добиться, повышая диапазон освещенностей до уровня 30/1 и экспонируя хроматический (цветной) объект, противоположный цвету фона по колористической шкале. Пример: желтый/оранжевый/терракотовый экспонат, освещенный 3000 Лк, на синем фоне, освещенном 100 Лк.

Типы световых сцен и схемы расположения светильников

Расположенные нутрии помещений витрины – прилавки и витрины – стеллажи подсвечиваются с помощью:

  1. Равномерного заливающего верхнего света — основная схема в продуктовых супермаркетах, галантерейных магазинах и любых других коммерческих зонах, где преобладает выкладка товара небольших размеров на полках.
  2. Линейной подсветки по граням стеклянных боксов/полок.
  3. Линейной подсветки в сочетании с точечными акцентами.

В фасадных витринах с непрозрачным фоном применяют:

  1. Акцентный вертикальный свет с дополнительной боковой подсветкой — подходит для экспонирования невысоких предметов, распределенных на горизонтальной плоскости. Боковая подсветка призвана смягчать резкие тени.
  2. Акцентный фронтальный свет — софиты, расположенные сверху – спереди, освещают манекены или другие вертикальные объекты анфас.
  3. Акцентный фронтально-боковой свет — софиты, расположенные сбоку – спереди, освещают манекены или другие вертикальные объекты в полупрофиль.

Освещение фасадных витрин без задника (с улицы просматривается помещение магазина) имеет свои плюсы и минусы. С одной стороны, манекены в таких витринах могут освещаться вертикальным светом без дополнительной боковой подсветки (ее роль выполняет отраженный свет из торгового зала). С другой — в таких витринах невозможно обеспечить высокую световую и цветовую контрастность

Рис. 4. Акцентный фронтальный свет сверху и линейная декоративная оранжевая подсветка по периметру
Рис. 5. Акцентная фронтально-боковая подсветка, дополненная отражением панели из фольги, реализована с помощью трековой системы
Рис. 6. Вертикальный акцентный свет без дополнительных подсветок приемлем для экспонирования невысоких предметов

Типология светильников для подсветки витрин, боксов и стеллажей

Выведем за скобки неограниченную номенклатуру светотехники, являющейся частью витринных композиций и играющей преимущественно декоративную роль (от лампочек Ильича Эдиссона до хрустальных барочных люстр). Останутся две функциональные группы светильников и модульных систем — используемые в фасадных и внутренних витринах.

Светотехника для подсветки витрин и ее функциональное назначение
Внутренние витрины
1. Заливающий верхний свет в боксах и прилавках
2. Подсветка полок по граням
3. Точечные акценты в боксах и прилавках
Фасадные витрины
4. Боковая линейная подсветка
5. Акцентный фронтальный и фронтально-боковой свет
6. Вертикальный акцентный свет
Светильник/система123456
Светодиодная лента/полоса++
П-образный профиль для LED ленты++
Угловой профиль для LED ленты+
Миниатюрный софит под лампу MR11/MR16+
Система Tubelight для мини-софитов+
Мини-трековая система XLight-cabinet для софитов и линейных LED светильников+++
Встраиваемый поворотный софит+
Накладной поворотный софит+
Встраиваемый софит+
Трековая система+
Накладной неповоротный софит+
Уличный софит для фронтальной подсветки+
Линейный открытый светильник под лампу T8++
Линейный светильник с рассеивателем+

Минитрековые системы располагаются внутри витрин. Как правило, они комплектуются на базе миниатюрных токопроводящих шин и корпусов линейных светильников, прокладываемых вдоль граней стыка вертикальных и горизонтальных плоскостей (стеклянных, либо изготовленных из непрозрачных материалов). Иногда минитрековые кубы служат конструктивной основой витрины. Т.е., стекла крепятся непосредственно на жесткий параллелограмм из шин.

Нюансы подсветки витрин по товарным группам

Универсальный принцип учета особенностей товара — выбор цветовой температуры ИС в соответствии с преобладающим цветом объектов. Так для магазинов корпусной мебели рекомендуется теплый общий и акцентный свет с Tc 2500 – 3500 К. Витрины же с образцами бытовой техники (много ахроматических и металлических поверхностей) следует подсвечивать нейтральным и холодным белым светом. Некоторые товарные группы стоит рассмотреть подробнее.

Одежда, обувь, крупная кожгалантерея (сумки)

С одной стороны, свет должен корректно передавать цвета и фактуру тканей, с другой — выделять образцы и модели, определяемые маркетологами как «якорные».

При одном и том же уровне освещенности, более холодный свет дает преимущество в различении мелких деталей. Однако, начиная с определенного уровня Tc, холодная подсветка не передает визуальных достоинств одежды и обуви из материалов теплых цветов. Поэтому оптимальными в этом коммерческом секторе считаются ИС с верхней границей цветовой температуры в диапазоне дневного света — 4000… 5000 К.

Читайте также:  Как найти фазу и ноль без приборов, мультиметра и индикатора

Коэффициент цветопередачи светильников (CRI) должен быть не менее 80 %. Чем больше, тем лучше, разумеется. Поэтому вне конкуренции здесь акценты, реализуемые с помощью металлогалогенных ламп (CRI 100 %) и LED ламп с тройным люминофором (CRI 90 – 95 %).

Особенности экспозиции ювелирных изделий и бижутерии

Изделия из золота подсвечивают теплыми лампами, а серебро и платину — холодными. Прозрачные камни эффектней смотрятся в холодном свете (5000 – 7000 К) независимо от своего цвета.

Распространены светодиодные матрицы, сочетающие теплые и холодные ИС. Например, специально для ювелирных витрин выпускаются линейные светильники Т2, в которых 2 холодных диода чередуются с 1 теплым. Такое сочетание универсально и подходит для любых украшений, в т. ч. для золотых изделий с цветными драгоценными камнями холодного оттенка.

Рис. 7. Акцентная подсветка топовых ювелирных изделий с помощью мини-софитов

Продуктовые витрины

Верхний заливающий свет устраивается с помощью линейных ламп. Например, мясопродукты подсвечивают розовыми светодиодными трубками типа Т8, которые маркируются «pink».

Для других групп продуктов рекомендуется придерживаться следующих цветовых температур:

  • Хлеб, молоко, бакалея — 2800 – 3200 К.
  • Рыба — 4000 – 6500 К.
  • Овощи, фрукты, кондитерские изделия — 2800 – 3500 К.

Оформление витрин магазинов: 9 обязательных правил

Хороший магазин начинается с витрины. Витрина магазина — его лицо и реклама. Задача грамотного оформления витрин магазинов — превратить прохожих в посетителей, а потом и в постоянных покупателей. В этой статье я расскажу, как оформить витрину магазина. Инвестируя в дизайн витрины, вы: создаете эффект вирусного маркетинга — покупатели рассказывают о магазине близким и друзьям; платите за оформление витрины один раз, а она круглосуточно «продает» продукцию магазина. Впрочем, если спрос на ваш товар имеет сезонный характер, лучше делать подобные финансовые вливания с определенной периодичностью — например, к новому сезону, или к праздникам (к Новому году, 8 Марта, Дню cвятого Валентина и т. д.). Но лишь изучив основные правила оформления витрин магазинов и возможные конструкции, вы сможете добиться результата.

Начинать оформление витрин магазинов надо с выбора типа конструкции, заказать металлоконструкции любой сложности можно тут.

Тип №1. Открытые витрины — когда покупатели видят интерьер, не заходя в магазин. Таким образом, покупателя «впускают» в магазин еще до того, как он решит, входить или нет. Ни в коем случае не используйте их, если ваш торговый зал оставляет желать лучшего.

Тип №2. Закрытые витрины — их отделяет специальная перегородка: это может быть баннер или гипсокартонная стенка, и прохожим не видно, что внутри. Акцент делается именно на витрине, где должна быть развернута экспозиция, со­здающая впечатление обо всем магазине. Общий стиль таких витрин просто обязан соответствовать дизайну торгового зала.

Тип №3. Закрыто-открытые витрины — зал виден не целиком, есть специальная перегородка. Можно завлечь прохожего и частичной просматриваемостью магазина, и той композицией, которую вы выстраиваете на закрытой площадке.

Специфика оформления витрин магазинов

Каждый описанный тип требует индивидуального оформления. По способу оформления витрины магазинов подразделяются на следующие.

  • Сюжетные — акцент не на товары магазина, а на какую-то придуманную сцену. Элементы подобного оформления могут быть связаны с ассортиментом магазина по смыслу или по аналогиям. Чаще всего в продуктовых такие витрины делают к праздникам. Под Рождество многие владельцы вспоминают о вертепе. А в яркие новогодние экспозиции обычно помещают фигуры-куклы популярных персонажей.
  • Товарные — наиболее распространенные: в витрине выставляются единичные продукты (муляжи продуктов), которыми торгует магазин. К этому же типу можно отнести оформление стекол постерами с изображением продуктов.
  • Товарно-сюжетные — в ярких экспозициях присутствуют муляжи продуктов. Именно такие витрины лучше всего использовать в продуктовых магазинах. Подойдут они и для фирменных магазинов (с винно-водочной, чайно-кофейной, кондитерской продукцией). Причин несколько: в них проще менять экспозиции из продуктов; можно использовать увеличенные копии товаров рядом со сказочными или шуточными персонажами; как правило, фирменная продукция имеет красивую упаковку. Увеличенные копии бутылок, упаковок чая, тортов, выставленные в витринах, призваны привлечь внимание покупателей.
  • Акционные, или информационные, витрины подготавливаются специально для проведения акции: оповещают о скидках, распродажах, поступлении новых товаров и т. д. Главное — процентный уровень таких скидок можно нарисовать на стекле витрины красками или наклеить цифры, изготовленные из пленки, либо вывесить на стекло витрины плакаты. Тотальную же распродажу, как правило, оформляют так: витрины полностью заклеиваются рекламными плакатами, изготовленными именно для этой распродажи.

Существует девять правил оформления витрины магазина, которым нужно следовать. Результат не заставит себя долго ждать.

Правило №1. Цвета должны сочетаться друг с другом.
Правило №2. Фон, какой бы красивый он ни был, не должен забирать все внимание на себя. Его задача — привлекать покупателей и увеличивать продажи конкретных продуктов.
Правило №3. Играйте со светом. Хорошее освещение делает витрину продающей. Базовыми являются два вида света: общий рассеянный; сфокусированный на предмете или деталях. Обычно это освещение используют магазины, работающие в сегменте люкс или fashion. Причем в некоторых устанавливают лампы на витрине такие же, какие используются для подсветки экспонатов в музеях. Главный инструмент в световом оформлении — луч света. И не забывайте, что восприятие витрины сильно различается в зависимости от погоды и времени суток. Кроме того, интерьер витрины должен оттенять модели, расположенные в ней. Если они темные, значит, стена за ними должна быть хорошо освещенной и наоборот.
Правило №4. Особое внимание уделяйте ценникам. Они должны быть красивыми, яркими, аппетитными. Правило №5. Старательно выстраивайте композицию. Закономерности — те же, что в любом произведении искусства. Важно учитывать форму витрины: как и для картин, она определяется прямоугольником, вытянутым в длину (спокойное, уравновешенное пространство) или в высоту (динамичное пространство). В глубокой витрине можно использовать зрительные ловушки: расставлять товар так, чтобы отдельные группы в совокупности составляли геометрические фигуры. Показателем, грамотно ли выстроена композиция, может послужить следующее: если удаление из витрины одного из предметов разрушит концепцию — все сделано верно, если нет — ищите другой вариант.
Правило №6. Соблюдайте принцип пространственной перспективы. Поставьте себя на место пешеходов и проезжающих мимо автомобилистов. Оцените результат своего труда и честно ответьте — нравится ли вам витрина, зашли бы вы в этот магазин? Учитывайте, что дизайнерская идея работает только издалека, тогда как пешеходы чаще рассматривают витрины вблизи.
Правило №7. Не бойтесь экспериментировать. Листайте журналы по интерьерам и дизайну, смотрите передачи, посвященные этой теме. Если какое-то оформительское решение вам сильно приглянулось, обязательно попробуйте воплотить его в витрине своего магазина. Однако, экспериментируя, не слишком усердствуйте. Доказано, что в эпоху перегруженности информацией минималистские решения лояльнее воспринимаются публикой.
Правило №8. Оформление витрины должно быть выдержано в одном стиле с дизайном интерьера.
Правило №9. Привлекайте опытных художников-оформителей. Это должны быть профессионалы, обладающие тонким вкусом, фантазией и (обязательно!) чувством меры.

Самые частые ошибки в оформлении витрин магазинов, которые допускают при оформлении продуктовых магазинов.
Ошибка №1. Сделали и забыли. Витрина нуждается в не меньшей заботе, чем ваша кухня, ванная или гостиная. После окончания ремонта в квартире вы обязательно поддерживаете в ней чистоту. Неопрятность, неухоженность, пыль на декорациях и грязные стекла в витрине магазина недопустимы. Экспозицию нужно менять хотя бы раз в год, в идеале же — от сезона к сезону. Люди любопытны — увидев свежее оформление, яркую надпись или привлекательные ценники, они обязательно заглянут выяснить, что у вас новенького.
Ошибка №2. Схематичность. Рисунки, фигуры, логотипы, нанесенные на стекло, также как и декорации из плюша, опускают ваш магазин со ступени премиум-класса на «экономпьедестал». Программа лояльности клиентов: примеры и советы для бизнеса
Ошибка №3. Чересчур. Неоднократно видела магазины, где, вероятно, посчитали, что хорошим решением проблемы будет выставка товаров, — и в итоге получилась витрина-склад. Подобное впечатление возникает у прохожих в случае, если с заполнением витрины переусердствовали. Не стоит размещать элементы декора по всей плоскости равномерно: они сольются в один большой разноцветный ком.
Ошибка №4. Решетки на окнах. Обеспечивая таким образом безопасность торговой точки, вы теряете десятки клиентов. Внешний вид а-ля колония строгого режима не идет ни одному продуктовому. Установите сигнализацию и несколько камер видеонаблюдения. Если расстаться с решеткой проблематично, то можно закрыть всю площадь зарешеченного окна пластиковым баннером. Но нужно помнить, что это придется согласовывать с местными властями. Инвестиции в установку баннера пойдут на пользу вашему бизнесу. Если же у вас нет витрины, то это не значит, что с магазином не нужно ничего делать. Чтобы создать атмосферу, вы можете использовать плакаты, POS-материалы, дополнительное оборудование для акцента на том или ином продукте.

Ссылка на основную публикацию